Динамика повествовательных мотивов в романах Достоевского и Мамлеева

 
Код статьиS160578800027386-0-1
DOI10.31857/S160578800027386-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаИзвестия Российской академии наук. Серия литературы и языка
ВыпускТом 82 Номер 4
Страницы25-34
Аннотация

В статье прослежена интертекстуальная перекодировка знаковых мотивов романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание&8j1; (1866) в двух концептуальных романах Ю.В. Мамлеева “Крылья ужаса&8j1; (1993) и “Блуждающее время&8j1; (2000). В процессе анализа выявлена смыслоообразующая роль мотива сладострастия в произведениях Достоевского и Мамлеева и акцентирована его антиномичная мистико-метафизическая модификация, а также сопоставлена семиотика этого мотива в идейно-композиционном целом названных романов. Также установлено, что идеологические убийцы Раскольников и Посеев разводятся или сближаются посредством двойной перекодировки, логика которой обусловлена различием метафизических и эстетических взглядов обоих писателей. Рассмотрена в сопоставительном ключе динамика таких сквозных образов-символов, как “вошь&8j1;, “старуха (старик)&8j1;, “топор&8j1;. В результате, по сравнению с предыдущими исследованиями, рамки “кода Достоевского&8j1; в романистике основателя “метафизического реализма&8j1; раздвинуты и ряд его составляющих получает осмысление. Становится очевидным, что рецепция Достоевского у Мамлеева сознательно использует сегмент языка русской культуры, частью которого стали мотивы, образы-символы и концепты Достоевского, а также возникший вокруг них метатекст, для производства новых смыслов, релевантных, по мнению писателя рубежа XX–XXI вв., духовно-эстетическим тенденциям нашей современности. Актуальность статьи – в расширении анализа рецепции Достоевского в литературе рубежа XX–XXI вв. Научная новизна – в приоритетном привлечении к ней нового материала (романистики Мамлеева) и гипотезе об антиномичном характере мотива мистического сладострастия. Выводы статьи получены с учетом научно-исследовательского контекста по затронутым вопросам и призывают к дальнейшей дискуссии.

Ключевые словаФ.М. Достоевский, Ю.В. Мамлеев, “Преступление и наказаниеˮ, “Крылья ужасаˮ, “Блуждающее времяˮ, “код Достоевскогоˮ, “метафизический реализмˮ, мотивный анализ, интертекстуальный подход
Получено28.09.2023
Дата публикации29.09.2023
Кол-во символов31915
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 98

Оценка читателей: голосов 0

1. Силантьев И.В. Поэтика мотива. М.: Языки славянской культуры, 2004. 296 с.

2. Ветловская В.Е. Анализ эпического произведения. Проблемы поэтики. СПб.: Наука, 2002. 211 с.

3. Кибальник С.А. Проблемы интертекстуальной поэтики Достоевского. СПб.: ИД “Петрополисˮ, 2013. 432 с.

4. Семыкина Р. О “соприкосновении мирам инымˮ: Ф.М. Достоевский и Ю.В. Мамлеев. Барнаул: БТПУ, 2007. 241 с.

5. Мамлеев Ю.В. О Достоевском // Мамлеев Ю.В. Бывает… М.: Эннеагон, 2008. С. 13–14.

6. Мамлеев Ю.В. Россия вечная. М.: Традиция, 2020. 232 с.

7. Сараскина Л.И. Человеческое и… иное измерение. Два диалога с писателем Юрием Мамлеевым // Сараскина Л.И. Непреодоленное: Диалоги двух десятилетий. Тула: Ясная поляна, 2009. С. 57–68.

8. Нефагина Г.Л. Русская проза конца XX в.: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2003. 320 с. (О Мамлееве. С. 217–221).

9. Григорян А. Дойти до дна ада: Достоевский, Сологуб, Мамлеев // Вопросы литературы. 2016. Сентябрь–октябрь. С. 81–101.

10. Трунин С.Е. Рецепция Достоевского в русской прозе конца XX – начала XXI в. Минск: Логвинов, 2006. 156 с.

11. Бойко М. Метакритика метареализма. М.: Литературные известия, 2010. 92 с.

12. Хайдеггер М. Что такое метафизика? / пер. с нем. В.В. Бибихина. 2-е изд. М.: Академический Проект, 2013. 288 с.

13. Черняк М.А. Актуальная словесность XXI века. Приглашение к диалогу: Учебное пособие. 2-е изд. М.: Флинта, 2015. 233 с.

14. Долинин А.С. Блуждающие образы (О художественной манере Достоевского) // Вестник литературы. 1921. № 2. С. 1–3.

15. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 1–30. Л.: Наука, 1972–1990.

16. Иоанн Лествичник, преп. Лествица. Слово 15. О нетленной чистоте и целомудрии, которое тленные приобретают трудами и потами. [Электронный ресурс] https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvichnik/lestvitsa-ili-skrizhali-dukhovnye/20

17. Добротолюбие: в 5 т. М.: Сибирская Благозвонница, 2010. Т. 1. 554 с.

18. Иоанн Златоуст, свт. Избранные творения: в 2 т. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. Т. 2. 429 с.

19. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского // Бердяев Н.А. Русская идея. Миросозерцание Достоевского. М.: Изд-во “Эˮ, 2016. С. 311–510.

20. Касаткина Т.А. Святая Лизавета // Касаткина Т.А. Характерология Достоевского. Типология эмоционально-ценностных ориентаций. М.: Наследие, 1996. С. 186–189.

21. Тихомиров Б.Н. “Лазарь! Гряди вон!ˮ Роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказаниеˮ в современном прочтении: Книга-комментарий. СПб.: Серебряный век, 2005. 472 с.

22. Мамлеев Ю.В. Крылья ужаса: Роман // Мамлеев Ю.В. Собр. соч. Т. 3. М.: Эксмо, 2018. С. 7–54.

23. Мамлеев Ю.В. Блуждающее время: Роман // Мамлеев Ю.В. Собр. соч. Т. 2. М.: Эксмо, 2017. С. 65–199.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх