“У него мания величияˮ: образ “гения силыˮ в трагедии Ф. Шиллера “Разбойникиˮ

 
Код статьиS160578800022741-1-1
DOI10.31857/S160578800022741-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший преподаватель
Аффилиация: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Адрес: Россия, 119991, г. Москва, Ленинские горы, д.1, стр. 51
Название журналаИзвестия Российской академии наук. Серия литературы и языка
ВыпускТом 81 Номер 5
Страницы18-25
Аннотация

Первая драма Шиллера, “Разбойники&8j1;, в отечественном литературоведении традиционно относится к направлению “Бури и натиска&8j1;. В данной статье предпринимается попытка пересмотреть этот тезис. Интерес Шиллера к образу “сильного человека&8j1;(“Kraftmensch&8j1;) бесспорен: о нем свидетельствуют параллели между текстом “Разбойников&8j1; и драмами “бурных гениев&8j1;. Однако отношение Шиллера к этому типу персонажей более сложное, чем принято считать. Это становится очевидным при сопоставлении двух вариантов трагедии, драмы для чтения и сценической редакции. Последняя имеет вполне “штюрмерский&8j1; характер, она утверждает величие героя, который противостоит всему миру и переживает своего рода трагический триумф. Принося в жертву свою возлюбленную и себя самого, Карл Моор в сценической версии выступает в роли жреца некоей своеобразной религии. Реплики и действия Моора в финале содержат очевидные аллюзии на Евангелие, а сам герой оказывается новым искупителем, примиряющим своих товарищей с небесным Отцом. Первая редакция “Разбойников&8j1; организована иначе: образ «сильного человека&8j1;в ней рассматривается как проблема, а мессианские притязания “бурного гения&8j1; трактуются как самообман. В качестве альтернативы драматург уже в первой трагедии вводит тему “терпения&8j1;, объединяющую “Разбойников&8j1; с последующими произведениями. Эта тема ярче всего выражена в образе Луизы Миллер, вынужденной противостоять “штюрмерским&8j1; действиям Фердинанда. Представляется, что расхождение между вариантами первой трагедии Шиллера свидетельствует о том, что Шиллер уже на этом этапе критически переосмысливает штюрмерский культ “гения силы&8j1; или “сильного человека&8j1;. 

Ключевые словаФ. Шиллер, “Буря и натискˮ, “бурный генийˮ, Милтон, Достоевский, история драмы, история немецкой литературы
Получено11.11.2022
Дата публикации11.11.2022
Кол-во символов22562
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 260

Оценка читателей: голосов 0

1. Берковский Н.Я. Театр Шиллера (К двухсотлетию со дня рождения Шиллера – 10 ноября 1759 года) // Вопросы литературы. 1959, № 11. С. 155–185.

2. Лагутина И.Н. Движение “Буря и натискˮ// История немецкой литературы: Новое и новейшее время. М.: РГГУ, 2014. С. 252–257.

3. Маркин А.В. Фридрих Шиллер // История немецкой литературы: Новое и новейшее время. М.: РГГУ, 2014. С. 263–272.

4. Сафрански Р. Шиллер, или Открытие немецкого идеализма / Пер. с нем. А. Гугнина. М.: Текст, 2007. 551+[6] с.

5. Guthrie J. Karl Moors satanische Rebellion // Schillers Theaterpraxis. Berlin, Boston u.a.: De Gruyter, 2020. S. 124–137.

6. Schiller F. Die Räuber. [Stuttgart], Frankfurt u Leipzig, 1781. [8]+222 S.

7. Schiller F. Sämtliche Werke. Bd. 1. München, 1962. [8]+858 S.

8. Шиллер Ф. Собр. соч. в 7 т. Т. 1. М.: ГИХЛ, 1955. 779 с.

9. Schiller F. Werke: National-Ausgabe. Bd. 4. Weimar: Böhlau, 1983. 520 S.

10. Черепанов Д.Д. Тайные движения души и жизнь государства: проблематика сильного человека в ранних драмах Ф. фон Шиллера // XVIII век: интимное и публичное. СПб.: Алетейя, 2021. С. 478–488.

11. Шиллер Ф. Собр. соч. в 7 тт. Т. 6. М.: ГИХЛ, 1957. 791 с.

12. Schiller F. Werke: National-Ausgabe. Bd. 3. Weimar: Böhlau, 1953. XXXI+463 S.

13. Милтон Дж. Потерянный рай. Возвращенный рай. М.: Наука, 2006. 860 с.

14. Pichler A. Chronik des großherzoglichen Hof- und Nationaltheaters in Mannheim. Mannheim: Bensheimer, 1879. [4]+359 S.

15. Wiese B. v. Friedrich Schiller. Stuttgart: Metzler, 1978. XXI+866 S.

16. Альми Г.И. Идеологический комплекс “Преступления и наказанияˮи «Письма о “Доне Карлосе”» Ф. Шиллера // Достоевский: Материалы и исследования. Т. 13. СПб.: Наука, 1996. С. 88–97.

17. Жеребин А.И. Маркиз Поза и “русские мальчикиˮ (К 250-летию со дня рождения Фридриха Шиллера) // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2009. Т. 68. № 6. С. 3–7.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх