О строфических предпочтениях Г. Р. Державина (на материале прижизненного собрания сочинений)

 
Код статьиS160578800021456-7-1
DOI10.31857/S160578800021456-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
МГУ имени М.В. Ломоносова
Институт мировой культуры МГУ имени М.В. Ломоносова
Адрес: Россия, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1 с. 51
Название журналаИзвестия Российской академии наук. Серия литературы и языка
ВыпускТом 81 Номер 4
Страницы52-59
Аннотация

В статье анализируется строфика стихотворений Г.Р. Державина на материале подготовленного им самим собрании сочинений (Ч. 1–5, 1808–1816).  В научной литературе его творчество обычно показано или как полное экспериментов, или как легко вписывающееся в современный ему контекст. Анализ корпуса стихотворений уточняет это представление в отношении строфики. С одной стороны, поэт действительно выбирает для многих произведений “обычные”, предсказуемые строфы (например, катрены или 8-стишия). Хотя многими популярными строфами у Державина написано не так уж много произведений, неудивительно, что его творчество во многом ассоциируется именно с ними. К примеру, именно оды “Бог” и “Фелица”, написанные одическими децимами, являются одними из визитных карточек поэта, хотя в целом на долю этой строфы приходится всего чуть больше 7% стихотворений, или 12% стихов. С другой стороны, от 5% до 25% произведений, написанных какими-либо одинаковыми строфами, выделяются среди остальных по какому-либо параметру: это может быть сам по себе выбор редкой строфы, необычная рифмовка, нестандартное сочетание строфы и размера. При этом многие виды приемов, с помощью которых Державин создает необычность строфы, повторяются и поддаются классификации. Соответственно, в творчестве поэта находится место и “традициям”, и экспериментам – последних у него действительно достаточно много, хотя даже в разных строфах они часто довольно однотипны.

Ключевые словаГ.Р. Державин, стиховедение, строфика, строфический справочник, оригинальные строфы
Источник финансированияИсследование выполнено в Институте мировой культуры МГУ имени М. В. Ломоносова за счет гранта Российского научного фонда (РНФ, проект № 19-78-10132).
Получено28.09.2022
Дата публикации28.09.2022
Кол-во символов22722
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 286

Оценка читателей: голосов 0

1. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. 2-е изд., доп. М.: Фортуна Лимитед, 2000. 351 с.

2. Холшевников В.Е. Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология по истории русского стиха. 2-е изд. испр. и доп. Л.: Ленинградский ун-т, 1987. 606 с.

3. Вишневский К.Д. Архитектоника русского стиха XVIII – первой половины XIX в. // Исследования по теории и истории стиха. Л.: Наука, 1978. С. 48–66.

4. Державин Г.Р. Сочинения. Ч. 1–4. СПб.: Тип. Шнора, 1808.

5. Державин ГР. Сочинения. Ч. 5. СПб.: Тип. В. Плавильщикова, 1816.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх