Барон Унгерн в литературе 1920-х годов: двусторонняя оптика Гражданской войны

 
Код статьиS160578800019450-1-1
DOI10.31857/S160578800019450-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне
Адрес: КНР, 518172, Провинция Гуандун, г. Шэньчжэнь, район Лунган, Даюньсиньчэн, ул. Гоцзидасюэюань, д. 1
Название журналаИзвестия Российской академии наук. Серия литературы и языка
ВыпускТом 81 Номер 2
Страницы48-53
Аннотация

В статье анализируется образ барона Р.Ф. Унгерна фон Штернберга, который создавался в 1920-е годы писателями, стоявшими по разные стороны во время Гражданской войны. В произведениях А.И. Несмелова и П.Н. Краснова, приверженцев “белой идеи”, он романтизируется и апологизируется. Несмелов в “Балладе о Даурском бароне” (1927) встраивает его в даурский и монгольский мифы, отрицательное в этом человеке, становясь таинственным, делается отчасти привлекательным. Краснов в романе “За чертополохом” (1922) превращает барона Унгерна в спасителя Отечества и династии Романовых; его герой – евразиец по мировоззрению, соприкоснувшийся с буддизмом, с Азией, и именно там нашедший новую опору для возрождения российской государственности; на его образе в романе лежит отсвет воинской праведности и тибетского мистицизма. Советский писатель С.Н. Марков в романе “Рыжий Будда” (1929, опубл. 1989) в свою очередь орнаментирует образ Унгерна, акцентируя внимание на пестроте азиатской действительности, захватившей и преобразившей барона: Унгерн страшен, он враг советской власти, но он неотмирен, в его образе проявляются зоо- и орнитоморфные черты. Унгерн у Маркова – как будто ненастоящий буддист, барон взял из буддизма экзотически воспринятый мистицизм и в своих интересах профильтровал буддийскую этику. Несмотря на разницу идеологических взглядов, названные писатели, создавая образ барона Унгерна, в меньшей степени говорят о политике. В центре их произведений оказывается прежде всего его религиозный выбор – западный человек, принявший буддизм.

Ключевые словаР.Ф. Унгерн фон Штенрнберг, П.Н. Краснов, А.И. Несмелов, С.Н. Марков, литература русского зарубежья, советская литература, Гражданская война, буддизм, мистицизм.
Получено02.02.2022
Дата публикации25.04.2022
Кол-во символов15874
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 249

Оценка читателей: голосов 0

1. Михалев А.В. Бог войны, или Память о “черном бароне” в правом дискурсе современной России // Политическая наука. 2018. № 3. С. 129–146.

2. Соболевская О.В. Введение в даурскую готику // Научно-образовательный портал IQ. URL: https://iq.hse.ru/news/286418877.html

3. Несмелов А.И. Собр. сочинений: В 2 т. Т. 1: Стихотворения и поэмы. Владивосток: Рубеж, 2006. 560 с.

4. Юзефович Л.А. Самодержец пустыни. Барон Р.Ф. Унгерн-Штернберг и мир, в котором он жил. М.: АСТ, 2019. 588 с.

5. Краснов П.Н. За чертополохом. М.: Фавор XXI, 2002. 352 с.

6. Краснов П.Н. Выпашь. М.: Нобель Пресс, 2011. 512 с.

7. Неаполитанский С.М., Матвеев С.А. Энциклопедия буддизма. СПб.: Институт метафизики, 2007. 928 с.

8. Марков С.Н. Рыжий Будда. М.: Пересвет, 1992. 160 с.

9. Золотцев С.А. Полынная горечь истории // Марков С.Н. Рыжий Будда. М.: Пересвет, 1992. С. 144–157.

10. 1Марков С.Н. Обманутые скитальцы. Книга странствий и приключений. М.: Пересвет, 1991. 208 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх