Сказ полесского села, или о фольклоризации памяти о Второй мировой войне

 
Код статьиS0869544X0001763-2-1
DOI10.31857/S0869544X0001763-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт славистики, Польская академия наук
Адрес: Польша
Название журналаСлавяноведение
ВыпускНомер 6
Страницы27-46
Аннотация

Статья содержит анализ и интерпретацию сказа жителей деревень белорусского и украинского Полесья, в котором с точки зрения «простого человека» оказались представлены наиболее страшные аспекты немецкой оккупационной политики времен Второй мировой войны. Характерной чертой сказа о войне и Холокосте, записанного во время многолетних этнографических полевых исследований, был определенный параллелизм. Сообщения о расстрелянных евреях и заживо сожженных полесских крестьянах имеют аналогичные концептуальные и аксиологические рамки: утверждают принадлежность евреев и крестьян к одной и той же категории «невинных людей» и противопоставляют их «нелюдям» – немцам и их местным приспешникам. Отраженная в фольклорных формах локальная память позволяет прикоснуться к малоисследованному варианту репрезентации Второй мировой войны, а именно вернакулярному и автономному, независимому от советского и постсоветского дискурса (не)памяти.

Ключевые словасказ, Белоруссия, коллективная память, Вторая мировая война, Холокост
Получено20.12.2018
Дата публикации20.12.2018
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1631

Оценка читателей: голосов 0

1. Sulima R. Slowo i etos. Szkice o kulturze. Krako?w, 1992.

2. Rein L. Local Collaboration in the Execution of the «Final Solution» in Nazi-Occupied Belorussia // Holocaust and Genocide Studies 20. 2006. № 3.

3. Engelking A. Kolchoznicy. Antropologiczne studium tozsamosci wsi bialoruskiej przelomu XX i XXI wieku. Torun, 2012.

4. Obrebski J. Dzisiejsi ludzie Polesia // Obrebski J. Polesie. Studia etnosocjologiczne / Oprac. A. Engelking. Warszawa, 2007 [1936]. T. 1.

5. Hajduk-Nijakowska J. Doswiadczanie pamieci. Folklorystyczny kontekst opowiesci wspomnieniowych. Opole, 2016.

6. Полевые материалы 1999–2015.

7. Розенблат Е., Еленская И. Память о Холокосте в Белоруссии. Стереотипы, мифы, табу // История – миф – фольклор в еврейской и славянской культурной традиции / Отв. ред. О. Белова. М., 2009.

8. Пропп В. Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни волшебной сказки / Коммент. Е.М. Мелетинского, А.В. Рафаевой. Сост., науч. ред., текстологический коммент. И.В. Пешкова. М., 1998.

9. Janicka E. Pamiec przyswojona. Koncepcja polskiego doswiadczenia zaglady Zydo?w jako traumy zbiorowej w swietle rewizji kategorii swiadka // Studia Litteraria et Historica. 2014/2015. Vol 3 (4). DOI: 10.11649/slh.2015.00

10. Лобач У. Феномен вайны ў міфапаэтычнай карціне свету беларусаў // Беларускі фальклор: матэрыялы і даследванні. Навуковы зборнік. Мiнск, 2014. Вып. 1.

11. Mironowicz E. Wojna wszystkich ze wszystkimi. Bialorus 1941–1944. Krako?w, 2015.

12. Смалянчук А. Трагэдыя Халакосту і яе прычыны ў вусных успамінаў беларусаў // Homo Historicus. Гадавiк антрапалагічнай гісторыі. Мiнск, 2016.

13. Wierzbicka A. Kocha, lubi, szanuje. Medytacje semantyczne. Warszawa, 1971.

14. Tokarska-Bakir J. „Wieszanie Judasza”, czyli tematy zydowskie dzisiaj // Tokarska-Bakir J. Rzeczy mgliste. Eseje i studia / Wstep M. Janion. Sejny, 2004.

15. Rudawski B. Czym jest Zaglada dla historyka? // Ethics in Progress. 2014. Vol. 5. № 2. DOI: 10.14746/eip.2014.2.20

16. Zowczak M. Biblia ludowa. Interpretacje watko?w biblijnych w kulturze ludowej. Wroclaw, 2000.

17. Filipkowski P. Historia mo?wiona – jeszcze bardziej wernakularna? // Kultura Wspo?lczesna. 2015. Vol 3 (87).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх