Фильм Юрия Ильенко «Наперекор всему» на перекрестье культур

 
Код статьиS0869544X0026709-2-1
DOI10.31857/S0869544X0026709-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт славяноведения Российской академии наук
Адрес: , г. Москва, Российская Федерация
Название журналаСлавяноведение
ВыпускНомер 4
Страницы109-119
Аннотация

Статья посвящена советско-югославскому (точнее, украинско-черногорскому) фильму 1972 г. – уникальному примеру копродукции социалистической эпохи. С одной стороны, «Наперекор всему» развивает художественный метод украинского поэтического кино конца 1960-х годов с его визуальным авангардизмом, нивелировкой вербальных средств выражения и стремлением к этнографичности. С другой – фильм заявил о черногорской кинематографии как потенциально обособленной от других в СФРЮ (в первую очередь, от сербской). Ильенко работает со сложным, зашифрованным языком, полным метафор и недосказанности, благодаря чему произведение остается открытым для интерпретации в разных аспектах – как в формальном, так и в содержательном.

Ключевые словакино Югославии, копродукции, историческое кино, украинское поэтическое кино, этнографизм, фольклорные мотивы.
Источник финансированияИсследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00365 «Семиотические модели в кросскультурном пространстве: Balcano-Balto-Slavica»: https://rscf.ru/project/22-18-00365/
Получено19.07.2023
Дата публикации04.10.2023
Кол-во символов27371
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 119

Оценка читателей: голосов 0

1. [б/а]. Наперекор всему // Советский экран. 1973. № 10.

2. Алова Л. Пазолини Пьер Паоло // Кино Европы. Режиссерская энциклопедия. М.: Материк, 2002. С. 131–132.

3. Блудилина Н.Д. К истории взаимоотношений властей и народов России и Черногории. По переписке Петра I Петровича Негоша 1784–1798 гг. // Славянский мир в третьем тысячелетии. 2017. Т. 12. С. 158–174.

4. Иконникова Г.М. Фольклорные мотивы в творчестве Юрия Ильенко // Грани режиссерского мастерства / сб. научных трудов. М.: ВГИК, 1987. С. 96–125.

5. Марголит Е.Я. Советское киноискусство. Основные этапы становления и развития. (Краткий очерк истории художественного кино) // Киноведческие записки. 2004. № 66. С. 125–208.

6. Марголит Е.Я. Памяти Николая Мащенко // Марголит Е.Я. В ожидании ответа. Отечественное кино: фильмы и их люди. М.: Rosebud Publishing, 2019. С. 191–198.

7. Нелепо Б. Проект Жилника. Про всех несуществующих // Сеанс. 2015. URL: https://seance.ru/articles/zelimir_zilnik/ (дата обращения: 25.11.2022).

8. Ревуненкова Е.В. Представления о волосах (опыт сравнительно-типологического анализа) // Фольклор и этнографическая действительность. СПб.: Наука, 1992. С. 108–113.

9. Фомин В.И. Юрий Ильенко: «Преодоление» // Фомин В.И. Пересечение параллельных–2. М.: Канон+, 2014. С. 54–91.

10. Черненко М.М. Кино Югославии. М.: Всесоюзное объединение «Союзинформкино», 1986. 64 с.

11. Черненко М.М. Проблема этнического кинематографа и «казус» Параджанова // Просто Мирон / сост. Г.Н. Компаниченко, О.К. Рейзен. М.: Материк, 2006. С. 82–87.

12. Погребняк Г.П. Художнє осмислення дійсності у творчості Юрія Іллєнка: автореферат дис. … канд. мистецтвознавства / Інститут мистецтвознавства, фольклористики та етнології ім. М.Т. Рильського НАН України. Київ, 1997. 25 с.

13. Štrbac D. Vladimir Popović kao Njegoš '72: O snimanju sovjetsko-jugoslovenske koprodukcije «Živjeti za inat». URL: http://www.yugopapir.com/2017/11/vladimir-popovic-kao-njegos-72-o.html (дата обращения: 10.11.2022).

14. ТОП 100. Рейтинг найкращих фільмів в історії українського кіно. URL: https://dovzhenkocentre.org/top-100-all (дата обращения: 15.11.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх