Архиепископ Лазарь Баранович и московские колокола в монастырях Черниговщины в 1680–1690-х годах

 
Код статьиS0869544X0026703-6-1
DOI10.31857/S0869544X0026703-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт славяноведения РАН
Адрес: Москва, 119334, Россия, Москва, Ленинский проспект, 32а
Название журналаСлавяноведение
ВыпускНомер 4
Страницы5-30
Аннотация

В первой половине 1680-х годов черниговский архиепископ Лазарь Баранович обратился к русскому правительству с просьбой о безвозмездном предоставлении колокола для строившегося им Свято-Троицкого храма Ильинского монастыря. Русское правительство удовлетворило эту просьбу, дав распоряжение отлить колокол для архиепископа. Однако спустя короткое время по просьбе посланца Лазаря Барановича в Чернигов был отправлен другой, более тяжелый колокол, снятый с колокольни церкви Григория Неокесарийского на Полянке. Колокол, специально отлитый для черниговского архиепископа, остался в Москве и в наши дни висит на колокольне Покровского собора на Красной площади. Помимо Лазаря Барановича, интерес к русскому колокольному производству проявлял и гетман Иван Самойлович, заказавший у крупнейшего московского литейщика Федора Моторина колокол для другой черниговской обители – Елецкого Успенского монастыря. Все это свидетельствует о высоком уровне развития колокольного производства в России последней четверти XVIIв.

Ключевые словаЛазарь Баранович, Чернигов, русское колокольное производство, Федор Моторин, русско-украинские отношения.
Получено19.07.2023
Дата публикации04.10.2023
Кол-во символов76208
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 118

Оценка читателей: голосов 0

1. Антушев Н. Летопись Введенской церкви, что на углу Кузнецкого моста и Большой Лубянки в Москве. М.: Университетская типография, 1897. 318 с.

2. Беляев М. Исторические сведения о московской, Замоскворецкого сорока, Григорие-Неокесарийской при Полянке церкви, с ее причтом и приходом. М.: Типография Елизаветы Гербек, 1894. 237 + III с.

3. Бондаренко А.Ф. Колокола Покровского собора: прошлое и настоящее. М.: Государственный исторический музей, 2002. 112 с.

4. Бондаренко А.Ф. История колоколов России. XI–XVII вв. М.: Русская панорама, 2012. 464 с. +32 с. ил.

5. Добровольский П.М. Черниговский Елецкий Успенский первоклассный монастырь. Историческое описание. Чернигов: Типография губернского земства, 1900. 2 + 150 c.

6. Извеков Н.Д. Духовник царя Алексея Михайловича – протопоп Андрей Савинович Посников // Христианское чтение. 1902. № 1. С. 126–139.

7. Костина И.Д. Литейщики Моторины и их родственники // Материалы и исследования. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-культурный музей-заповедник “Московский Кремль”». Вып. 25 / отв. ред. А.Л. Баталов. М., 2014. C. 145–162.

8. Модзалевський В. До історії українського ліярництва // Збірник секції мистецтв українського наукового товариства. Т. 1. Київ, 1921. [Отдельный оттиск]. 23 с.

9. Страдомский А. Лазарь Баранович, архиепископ Черниговский и Новгород-Северский. М.: б.и., 1852. 103 c.

10. Сумцов Н.Ф. К истории южнорусской литературы семнадцатого столетия. Вып. 1. Лазарь Баранович. Харьков: Типография М.Ф. Зильберберга, 1885. 188 с.

11. Токмаков И. Краткий историко-археологический очерк церкви св. Григория Неокесарийского чудотворца, что на Полянке, в Москве. М.: Губернская типография, 1890. 16 с.

12. Флоря Б.Н., Кочегаров К.А., Чеснокова Н.П., Яфарова М.Р. Киевская митрополия, Московский патриархат и Константинопольский патриархат в 1676–1686 годах // Воссоединение Киевской митрополии с Русской православной церковью. 1676–1686 гг. Исследования и документы / под общ. ред. митрополита волоколамского Илариона. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2019. С. 33–137.

13. Харлампович К.В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Т. 1. Казань: Издание книжного магазина М.А. Голубева, 1914. XXIV + 878 + LXVI с.

14. Шляпкин И.А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651–1709 г.). СПб.: Типография и хромолитография А. Траншель, 1891. XIV + 102 + III с.

15. Sakal I. The Embassy of Lazar Baranovych to Moscow in 1684: Gifts, Requests, and Other Expenses // Київська Академія. 2017. Вип. 14. С. 152–179.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх