На перекрестках Востока и Запада: проблемы пограничья в русской и центральноеропейской культурах / редкол.: Н.В. Злыднева (отв. ред.), Ж. Хетени (отв. ред.), П.В. Королькова, А.Н. Красовец, А.П. Уракова. М.: Институт славяноведения РАН, 2021. 488 с., илл.

 
Код статьиS0869544X0025895-7-1
DOI10.31857/S0869544X0025895-7
Тип публикации Рецензия
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Государственный институт искусствознания
Адрес: , г. Москва, Российская Федерация.
Название журналаСлавяноведение
ВыпускНомер 3
Страницы121-124
Аннотация

ПрокловИ.Н.НаперекресткахВостокаиЗапада:проблемыпограничьяврусскойицентральноеропейскойкультурах /редкол.:Н.В. Злыднева (отв. ред.),Ж. Хетени(отв. ред.),П.В. Королькова,А.Н. Красовец,А.П. Уракова.М.:ИнститутславяноведенияРАН,2021.488с.,илл.

Ключевые словаВосток и Запад, исследования пограничья, русская культура, культура Центральной Европы
Получено02.05.2023
Дата публикации29.06.2023
Кол-во символов13723
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В процессе познания фундаментальных базовых категорий пространства и времени им неизбежно сопутствует понятие границы. Собственно, познание начинается с определения границ предмета познания. Понятие границы как атрибута, обозначающего начало и конец, или же как инструмента формо- и структурообразования по-прежнему актуально, но ныне оно превратилось еще и в отдельный самостоятельный топос, в предмет познания и исследования практически всех гуманитарных и социальных дисциплин.
2 В XX в. феномен границы стал одним из центральных лейтмотивов научного осознания как культуры в целом, так и всего множества культур (не обязательно национальных) как на микро-, так и на макроуровне. Русский формализм и в еще большей степени семиотические исследования (тут прежде всего следует назвать Ю.М. Лотмана) внесли значительный вклад в теоретическую и методологическую разработку проблематики пограничности, обособив границы в качестве «наиболее “горячих” точек семиообразовательных процессов» [1. C. 262]. А рецензируемый труд имеет очевидный и декларируемый семиотический уклон.
3 В современном мире границы пребывают в необычайно подвижном состоянии, они исчезают и появляются, сдвигаются, множатся, трансформируются, проходя через пространство культуры в самых неожиданных, даже, казалось бы, непроницаемых и гомогенных местах, отчего складывается впечатление, что непограничных пространств попросту больше не осталось. С тотальным распространением виртуальной реальности проблема пограничья приобрела новую актуальность и новые измерения.
4 Коллективный труд, созданный в рамках российско-венгерского интердисциплинарного исследовательского проекта (с российской стороны – Институт славяноведения РАН, с венгерской – Будапештский университет; руководители Н.В. Злыднева и Ж. Хетени), является попыткой в новых условиях осмыслить проблемы пограничья в широком смысле понятия, на примере русской и центральноевропейской культур, в свете ставшей уже классической дихотомии Восток-Запад.
5 В бескрайней и неоглядной России и располосованной границами Центральной Европе дихотомия Восток–Запад и понятия границы и пограничья имеют свои важные особенности. Во-первых, разделение на Восток и Запад проходит через географию, историю, саму сущность России, обрекая ее на существование в вечном внутреннем противостоянии, со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде расколов, революций, идеологических полярностей, латентной конфликтности, «подморозок» (К.Н. Леонтьев) и оттепелей и т.д., и т.п. Во-вторых, центральность (или срединность, если буквально переводить с немецкого рожденную германской политической мыслью концепцию Mitteleuropa) той части Европы, которая на протяжении столетий являлась предметом завоеваний, передела и торга нескольких империй, сыграла с ней злую шутку, обрекая ее также быть пространством встречи и/или столкновения Востока и Запада. Центральная Европа уже несколько столетий качается как на качелях из стороны в сторону, вырываясь из лап одной империи в лукавые объятия другой, и при этом не оставляет попыток выработать собственное центральноевропейское самосознание. В этом смысле меняются не столько государственные (имперские) и региональные границы, сколько идеологический, экономический и политический вектор, меняются формы зависимостей от метрополий, от силовых центров. В-третьих, при всей динамичности социально-политических перемен, при всей интенсивности трансформаций границ, даже при их фактическом исчезновении культура, тем не менее, сохраняет и память о них, и их актуальность. Инерция старых границ, при всей их фантомности, определяет и корректирует характер новых, образуя тем самым новые пограничья, и так, видимо, до бесконечности. Уже более ста лет нет Австро-Венгрии, но культурная память хранит и вновь и вновь переосмысливает как в национальных, так и в центральноевропейском масштабах ее мультикультурное «наследие». Более тридцати лет не существует СССР, а следы его присутствия, с различной, правда, степенью интенсивности, если сравнивать современную Россию и страны бывшего СЭВ, все еще обжигающе горячи.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 137

Оценка читателей: голосов 0

1. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров // Семиосфера. СПб., «Искусство – СПБ», 2000. С. 262.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх