Утопичность в романе Марии Майеровой «Площадь республики»

 
Код статьиS0869544X0014975-5-1
DOI10.31857/S0869544X0014975-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: младший научный сотрудник
Аффилиация: Институт славяноведения РАН
Адрес: Москва, Россия
Название журналаСлавяноведение
ВыпускНомер 3
Страницы57-63
Аннотация

Статья написана в рамках разработки темы утопичности в творчестве клас-сика чешского соцреализма М. Майеровой (1882–1967) и посвящена утопизму ее раннего политического романа о французских анархистах «Площадь республики» (1914).

 
Ключевые словасоцреализм, утопизм, утопия, антиутопия, чешская литература
Получено17.05.2021
Дата публикации17.05.2021
Кол-во символов20105
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Мария Майерова – одна из выдающихся фигур чешской литературы ХХ в., журналист, публицист, политический активист рабочего коммунистического движения и признанный классик литературы. После «бархатной» революции она была издателями и литературоведами забыта почти на 20 лет, однако в последние годы интерес к ней возвращается. Прежде всего исследователей интересует нереалистические элементы эстетики писательницы. В 2006 г. появляется статья Марии Мравцовой «Плотина, авангардный роман Марии Майеровой» [1], где автор обратилась к той стороне поэтики, которая выходит за рамки соцреализма – к мозаичности и монтажности сюжета и к кубичности описаний. В 2010 г. этот антиутопический роман «Плотина» был впервые переиздан, мало того – после смены политического режима это было первое переиздание Майеровой вообще. В том же году выходит книга Даны Нывтловой «Мария Майерова. Фам-фаталь чешского авангарда» [2] с подзаголовком «Мария Майерова – чешская коммунистка сквозь призму феминизма», где жизнь и творчество писательницы рассматриваются в гендерном аспекте и с точки зрения истории феминистического движения. Таким образом, спустя более чем 15 лет, величайшая представительница чешской литературы начинает вновь привлекать внимание исследователей, но уже в другом ракурсе, вне канонов соцреализма. И Мария Майерова в этом смысле не единственный автор ХХ в., возвращение к крупным писателям отвергнутой идеологии является частью общей тенденции.
2 Утопическая «волна» в чешской литературе межвоенного периода оставила огромное количество художественных и публицистических текстов, причем первые – в основной массе утопии со знаком «минус» (если не брать в расчет авторов массовой продукции), это произведения К. Чапека, Я. Вайсса, И. Гауссманна, Э. Вахека и др. Мир этих антиутопий – мир современной авторам цивилизации, апофеозом развития которой стала Первая мировая война.
3 Утопичность со знаком «плюс» среди «признанных» проявляется, в первую очередь, в документально-художественных жанрах (путевых очерках), а их утопический мир – это мир советской России. Уникальность этого феномена в том, что, с одной стороны, авторы подобных текстов (утопий со знаком «плюс», дающих образ идеального мира) были сторонниками революции, представителями левого политического крыла, изначально настроенными на положительное изображение страны Советов, а значит – являлись носителями утопического сознания и, намеренно или нет, несмотря на документальную природу очерка, пропускали в ткань текста жанровые маркеры утопии. С другой стороны, победа революции в России и полное переустройство общества в соответствии с социалистическими доктринами сами по себе были утопическим проектом, претворившимся в жизнь, что также направляло восприятие в определенное русло. Таким образом, и субъект восприятия (чешские писатели), и объект восприятия (советская Россия) еще до создания текстов предопределили их утопическое наполнение.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 131

Оценка читателей: голосов 0

1. Mravcová M. Přehrada. Avantgardní román Marie Majerové // Český jazyk a literatura. 2006. Ročník 56. Č. 5.

2. Nývtlová D. M. Femme fatale české avantgardy: Marie Majerová – česká komunistka ve víru. Praha, 2011.

3. Амелина А.В. Утопичность в восприятии Советской России в чешской среде в 1920–1930-е гг. (Я. Вайсс, М. Майерова, Ю. Фучик) // Русский человек и Россия в восприятии славянских народов. М., 2014.

4. Амелина А.В. «Плотина» – «утопический» роман Марии Майеровой // Славянский мир: общность и многообразие. Тезисы конференции молодых ученых в рамках Дней славянской письменности и культуры. 21–22 мая 2019 г. М., 2019.

5. Пиша А.М. Послесловие // Майерова М. Площадь Республики. Лучший из миров. М., 1970.

6. Майерова М. Площадь Республики. Лучший из миров. М., 1970.

7. Majerová M. Den po revoluci. Praha, 1925.

8. Черткова Е.Л. Утопизм социальный // Новая философская энциклопедия. М., 2001. Т. 4.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх