Достоевский: восточный вопрос

 
Код статьиS0869544X0012829-4-1
DOI10.31857/S0869544X0012829-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт славяноведения РАН
Адрес: Москва , Ленинский проспект, 32А, Москва, Россия, 119991
Название журналаСлавяноведение
ВыпускНомер 1
Страницы85-93
Аннотация

В статье представлены взгляды Ф.М. Достоевского на славянофильство, Восточный вопрос, развитие и судьбы славянских народов, роль России в создании славянского мира.

Ключевые словаФ.М. Достоевский, Восточный вопрос, Россия, славяне, славянофильство
Получено11.01.2021
Дата публикации11.01.2021
Кол-во символов27965
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В Достоевском органично уживались и политик и публицист и философ. Все это было подчинено одному – России, ее мессианскому предначертанию. Славяне были здесь, как говорят в наше время, отличным триггером, спусковым крючком.
2 В своих «Дневниках писателя», он, как и другие публицисты, много своих размышлений отводил Восточному или Славянскому вопросу, даже можно сказать Русской задаче.
3 В январе 1877 г. Достоевский писал: «А между тем на Востоке действительно загорелась и засияла небывалым и неслыханным еще светом третья мировая идея – идея славянская, идея нарождающаяся, – может быть, третья грядущая возможность разрешения судеб человеческих и Европы. Всем ясно теперь, что с разрешением Восточного вопроса вдвинется человечество новый элемент, новая стихия, которая лежала до сих пор пассивно и косно, и которая, во всяком случае и наименее говоря, не может не повлиять на мировые судьбы чрезвычайно сильно и решительно» [1. C. 7–8].
4 Рассуждения Достоевского о «третьей мировой идее», «новой стихии», хорошо укладывались в теорию Третьего Рима, в панславистские рассуждения, в саму политику покровительства славянам. Здесь Достоевский выступал провозвестником создания нового славянского мира, которого и в мыслях не могла допустить Европа, отвергающая в корне возможность расширения европейских границ России, ее укреплении на Босфоре.
5 Себя, свои взгляды на славянофильство, он определял так: «славянофильство означает заключение в себе духовного союза всех верующих в то, что великая наша Россия, во главе объединенных славян, скажет всему миру, всему европейскому человечеству и цивилизации его свое новое, здоровое и еще неслыханное миром слово» [1. C. 231].
6 Россия, восклицал он, поставила «царьградского двуглавого орла выше своего древнего герба и тем самым как бы приняла обязательство перед всем православием: хранить его и все народы, его исповедующие от конечной гибели» [1. C. 74].
7 Эти мессианские ноты проходят красной нитью во всех его текстах, связанных с Восточным вопросом, со славянскими народами. Здесь трудно, невозможно «анатомировать» Достоевского. Можно выбросить «душу», вернее всего заключающую в себя феномен православия. Он полагал, верил, что «народы Востока не могли не видеть в царе России не только освободителя, но и будущего царя своего» [1. C. 75].
8 В теории он был прав. На практике было другое. В той же Сербии уже были свои «владетели».
9 Но одновременно он признавал опасность «европейского просвещения», начинавшего играть все большую роль в среде просвещенных славян, в том числе и населяющих Россию. Идея православия переставала для них служить живительной силой для вхождения, «воскресения в новую великую жизнь как для Востока, так и для России».
10 Здесь важно, чрезвычайно важно, что Достоевский связывал Восток с самой Россией. Глобальность идеи, Восточного вопроса, поражает.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 297

Оценка читателей: голосов 0

1. Достоевский Ф. М. Полн. соб. соч. Т. 21. Дневник писателя за 1877, 1880–1881 гг. Петроград, 1911–1918.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх