Научная конференция «Антропоморфные и зооморфные репрезентации наций и государств в славянском культурном дискурсе»

 
Код статьиS0869544X0008676-6-1
DOI10.31857/S0869544X0008676-6
Тип публикации Обзор
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: научный сотрудник
Аффилиация: Институт славяноведения РАН
Адрес: Москва, Россия, Москва
Название журналаСлавяноведение
ВыпускНомер 2
Страницы133-137
Аннотация

    

Ключевые слова
Получено23.03.2020
Дата публикации23.03.2020
Кол-во символов25423
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Научная конференция «Антропоморфные и зооморфные репрезентации наций и государств в славянском культурном дискурсе» прошла в стенах Института славяноведения РАН 24 сентября 2019 г. и была организована силами Отдела истории культуры славянских народов. Задачей конференции стало изучение антропоморфных и зооморфных этнорепрезентаций в славянских культурах XVIII–XXI вв., их анализ на обширном текстовом и визуальном материале с применением междисциплинарных подходов дал возможность прояснить особенности процесса формирования «воображаемых сообществ», культурный и исторический контекст формирования символических кодов, их обусловленность государственными целями, политической направленностью и эстетическими составляющими. Помимо сотрудников Института в конференции участвовали гуманитарии разных специальностей из других академических и образовательных учреждений Москвы и Санкт-Петербурга, а также университетов Вроцлава и Таллина.
2 Утреннее заседание, озаглавленное общей темой «Зооморфная символика народов и держав в славянской культуре», открыл доклад М.В. Лескинен (ИСл РАН) «От Icon Animorum к национальным персонификациям: антропоморфные и зооморфные воплощения наций и государств». Аллегорические и символические образы народов являются важным элементом социальной имажинерии в период нациестроительства. Это периоды складывания европейского абсолютизма, формирования национально-освободительных движений, периоды создания государственности, а также острых социальных конфликтов и политических преобразований. В это время интеллектуальная элита стремилась сконцентрировать усилия сообщества на сплочении, как правило, – за счет демонизации образа противника и идеализации собственного образа, обращаясь к символам и аллегориям наций и государств, воплощающими собой авто- и гетеростереотипы. Автор доклада подчеркнула, что появление этих образов в Европе восходит к XVI–XVII вв. Среди существовавших традиций она упоминула национально-сравнительные характеристики (Иоанн Боэмус «Omnium gentium mores, leges et ritus» («Нравы, законы и обряды всех народов», 1520); Джон Беркли «Icon Animorum» (букв. «Образ характеров», 1614)) и так называемые «доски народов» («Völkertafel») как жанр сравнительного нравоописания. Вторая традиция относится к концу XVI в., времени расцвета жанра эмблематики: географические атласы становятся предметом широкого интереса, популярным сюжетом являются аллегории континентов, чаще всего представленные в женских образах с конкретными атрибутами – животными и растениями. Зооморфные метафоры государств, популярные в XIX–XX вв., восходят к зоофизиогномикам XVI–XVII вв. Наибольшую известность в Европе получил сравнительный бестиарий и изобразительная типология страстей (41 маска) француза Шарля Лебрена (1671). Именно вследствие такого понимания фенотипов не только геральдические (благородные) животные и птицы, но и их порочные сородичи начинают выступать в качестве представителей наций в XVI–XVII вв. В XVII в. формируются и аллегории-персонификации монархий, стран и регионов – одновременно появляются образы дев Баварии и Германии, Британии. В XVII в. в связи с войнами и межконфессиональными конфликтами появляются и такие антропоморфные образы как простак немец Михель, чуть позже в начале XVIII в. формируется образ английского фермера Джона Булля. С конца XIX в. персонификации и зооморфные символы наций активно включаются в область сатирических изображений, иллюстрируя и комментируя политические события как внутри стран, так и за рубежом.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 342

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх