О нравственном реформировании ранненововременного общества: идейные основания и институты

 
Код статьиS023620070005911-9-1
DOI10.31857/S023620070005911-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник сектора этики
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, 109240 Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 30 Выпуск №4
Страницы72-93
Аннотация

Становление общества и индивида ранненововременного типа сопровождалось процессами нравственного реформирования, которые выражались в изменении нравственного сознания и поведения людей. В них были вовлечены государство, церковь и локальные сообщества, представители которых обращались к разным идейным основаниям для обоснования своих дисциплинирующих усилий: идеям неостоицизма; пессимистической антропологии или к представлению о непреодолимой греховности человека; «богословию возмездия» или образу Бога, карающего все общество за грехи отдельных людей. Общим для всех вовлеченных в процессы нравственного реформирования институтов было ощущение разрушения привычного уклада жизни как следствия религиозных войн, масштабных эпидемий, демографического роста и пауперизации населения. Институты светской власти использовали систему мер по поддержанию общественного порядка, создавали исправительные дома. Важным дисциплинирующим институтом у католиков оставалась индивидуальная исповедь, на место которой в протестантизме пришла процедура публичного исповедания. Для контроля за соблюдением норм сексуальной морали кальвинисты создавали консистории, а лютеране — брачные суды. Локальные сообщества также участвовали в процессах дисциплинирования (общества по исправлению нравов в пуританской Англии, практика братского пристыжения (Мф 18: 15–18) в сельских общинах, др.). На это была направлена деятельность учебных заведений и школьного театра. Нравственное реформирование выходит за хронологические рамки раннего Нового времени; его эффект в различных областях частной и публичной жизни был очень разным. Но уже к XVIII веку заметен переход от доминирования внешнего принуждения к само-дисциплинированию и само-контролю и процесс «освоения» навязываемых норм и стандартов поведения, которые в массовом сознании начинают восприниматься как нравственно-обязывающие.

Ключевые словараннее Новое время, нравственное реформирование, социальный контроль, дисциплинирование
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках коллективного гранта РФФИ «Моральная философия раннего Нового времени: ключевые характеристики, основные идеи и тенденции». Грант No 18–011–00297.
Получено17.07.2019
Дата публикации30.07.2019
Кол-во символов34249
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1503

Оценка читателей: голосов 0

1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / пер. с нем. М.И. Левиной // Вебер М. Избр. произведения. М.: Прогресс, 1990.

2. Кильдюшов О. Полиция как наука и политика: о рождении современного порядка из философии и полицейской практики // Социологическое обозрение. 2013. Т. 12. № 3. С. 9–40.

3. Корзо М.А. Контроль за соблюдением норм сексуальной морали в польской деревне XVII–XVIII вв. // Соцiум. 2003. № 2. С. 165–184.

4. Корзо М.А. О формах и содержании нравственных предписаний в католической назидательной литературе раннего Нового времени // Человек. 2018. № 6. С. 114–129.

5. Столяров А.А. Стоя и стоицизм. М.: АО Ками Груп, 1995.

6. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / пер с фр. В. Наумов, ред. И. Борисова. М.: Ad Marginem, 1999.

7. Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Т. 1. М.: СПб.: Университетская книга, 2001.

8. Abel G. Stoizismus und Frühe Neuzeit: zur Entstehungsgeschichte modernen Denkens im Felde von Ethik und Politik. Berlin: de Gruyter, 1978.

9. Barbee D.M. Holy Desperation and Sanctified Wrath: Anger in Puritan Thought // Discourses of Anger in the Early Modern Period / Eds. K.A.E. Enenkel, A. Traninger. Leiden: Brill, 2015. P. 172–192.

10. Bogner R.G. Die Bezähmung der Zunge. Literatur und Disziplinierung der Alltagskommunikation in der Frühen Neuzeit. Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 1997.

11. Bohatec J. Calvins Lehre von Staat und Kirche, mit besonderer Berücksichtigung des Organismusgedankens. Aalen: Scientia Verlag, 1968.

12. Buchholz W. Anfänge der Sozialdisziplinierung im Mittelalter // Zeitschrift für historische Forschung. 1991. Bd. 18. N 2. S. 129–147.

13. Chaix C. Die schwierige Schule der Sitten – christliche Gemeinden, bürgerliche Obrigkeit und Sozialdisziplinierung im frühneuzeitlichen Köln, etwa 1450–1600 // Zeitschrift für historische Forschung. 1994. Beiheft 16. S. 199–218.

14. Chareyre P. “The Great Difficulties One Must Bear to Follow Jesus Christ”: Morality in Sixteenth-Century Nîmes // Sins and the Calvinists. Moral Control and the Consistory in the Reformed Tradition / Ed. R.A. Mentzer. Kirksville: Sixteenth Journal Publishers, 1994. P. 63–96.

15. Curtis T.C., Speck W.A. The Societies for the Reformation of Manners: a Case Study in the Theory and Practice of Moral Reform // Literature and History. 1976. Vol. III. P. 45–64.

16. Dinges M. Frühneuzeitliche Armenfürsorge als Sozialdisziplinierung? // Geschichte und Gesellschaft. 1991. Bd. 17. S. 5–29.

17. Flynn M. Sacred Charity: Confraternities and Social Welfare in Spain, 1400–1700. London: Palgrave, 1989.

18. Forster M.R. The Counter-Reformation in the Villages. Religion and Reform in the Bishopric of Speyer, 1560–1720. Ithaca: Cornell UP, 1992.

19. Friedeburg R. Sozialdisziplinierung in England? // Zeitschrift für historische Forschung. 1990. Bd. 17. H. 4. S. 385–418.

20. Graham M.F. The Uses of Reform. “Godly Discipline” and Popular Behavior in Scotland and Beyond, 1560–1610. Leiden: Brill, 1996.

21. Grell O.P. The Protestant Imperative of Christian Care and Neighbourly Love // Health Care and Poor Relief in Protestant Europe 1500–1700 / Eds. O.P. Grell, A. Cunningham. London: Routledge, 1997. P. 42–63.

22. von Greyerz K. Der alltägliche Gott im 17. Jahrhundert. Zur religiös-konfessionellen Identität der englischen Puritaner // Pietismus und Neuzeit. 1990. Bd. 16. S. 11–30.

23. Hamm B. Normative Zentrierung im 15. und 16. Jahrhundert. Beobachtungen zu Religiosität, Theologie und Ikonologie // Hamm B. Religiosität im späten Mittelalter. Spannungspole, Neuaufbrüche, Normierungen. Tübingen: Mohr Siebeck, 2011. S. 3–40.

24. Harrington J.F. Reordering Marriage and Society in Reformation Germany. Cambridge: Cambridge UP, 1995.

25. Ingram M.J. Reformation of Manners in Early Modern England // The Experience of Authority in Early Modern England / Eds. P. Griffiths, A. Fox, S. Hindle. London: Palgrave, 1996. P. 47–88.

26. Ingram M.J. Religion, Communities and Moral Discipline in Late Sixteenth and Early Seventeenth-century England: Case Studies // Religion and Society in Early Modern Europe / Ed. K. von Greyerz. London: Allen & Unwin, 1984. P. 177–193.

27. Jaritz G. Das Bild des “Negativen” als Visualisierung der Übertretung von Ordnungen im Spätmittelalter // Anzeiger des Germanischen Nationalmuseum. Jahrgang 1993. S. 205–213.

28. King P. The Ideology of Order. A Comparative Analysis of Jean Bodin und Thomas Hobbes. London: Frank Cass Publ., 1999.

29. Kingdon R.M. The Control of Morals in Calvin’s Geneve // The Social History of the Reformation / Eds. L.P. Buck, J.W. Zophy. Columbus: Chio State UP, 1972. P. 3–16.

30. Kuhr O. “Die Macht des Bannes und der Buße”. Kirchenzucht und die Erneuerung der Kirche bei Johannes Oekolampad (1482–1531). Bern: Peter Lang, 1999.

31. Lidman S. To report or not? To punish or not? Between Tightening Laws, Old Habits and Loyalty in early Modern Bavaria // Morality, Crime and Social Control in Europe 1500–1900 / Eds. O. Matikainen, S. Lidman. Helsinki: Finnish Literature Society, 2014. P. 87–106.

32. Maier H. Sozialdisziplinierung – ein Begriff und seine Grenzen // Glaube und Eid / Hrsg. von P. Prodi. München: R. Oldenbourg Verlag, 1993. S. 237–240.

33. Monter E.W. Enforcing Morality in Early Modern Europe. London: Variorum, 1987. “

34. Münster P.M. Wiederentdeckung von Scham und Beschämung in der strafrechtlichen Sozialkontrolle: Das Konzept des “reintegrative shaming” // Shame Between Punishment and Penance / Eds. B. Sère, J. Wettlaufer. Firenze: Sismel, 2013. P. 349–368.

35. Oestreich G. Neostoicism and the Early Modern State. Cambridge: Cambridge UP, 1982.

36. Oestreich G. Strukturprobleme des europäischen Absolutismus // Vierteljahrschrift für Sozial- und Wirtschaftsgeschichte. 1969. Bd. 55. S. 329–347.

37. Ogilvie S. “So That Every Subject Knows How to Behave”: Social Disciplining in Early Modern Bohemia // Comparative Studies in Society and History. 2006. Vol. 48. N 1. P. 38–78.

38. Pullan B. The Counter-Reformation, Medical Care and Poor Relief // Health Care and Poor Relief in Counter-Reformation Europe / Eds. O.P. Grell, A. Cunningham, J. Arrizabalaga. London: Routledge, 1999. P. 17–31.

39. Räisänen-Schröder P. Improving the Christian Community. Agents and Objects of Control in Early Modern Church Visitations // Morality, Crime and Social Control in Europe 1500–1900 / Eds. O. Matikainen, S. Lidman. Helsinki: Finnish Literature Society, 2014. P. 127–155.

40. Roberts M.J.D. Making English Morals. Voluntary Association and Moral Reform, 1787–1886. Cambridge: Cambridge UP, 2004.

41. Rublack H.-Ch. Lutherische Beichte und Sozialdisziplinierung // Archiv für Reformationsgeschichte. 1994. Bd. 84. S. 127–155.

42. Schilling H. Die Kirchenzucht im frühneuzeitlichen Europa in interkonfessionell vergleichender und interdisziplinärer Perspektive – eine Zwischenbilanz // Zeitschrift für historische Forschung. 1994. Beiheft 16. S. 11–40.

43. Schilling H. “History of Crime” or “History of Sin”? – Some Reflections on the Social History of Early Modern Church Discipline // Politics and Society in Reformation Europe / Eds. E.I. Kouri, T. Scott. London: Macmillan, 1987. P. 289–310.

44. Schilling H. Reform and Supervision of Family Life in Germany and the Netherlands // Sins and the Calvinists. Moral Control and the Consistory in the Reformed Tradition / Ed. R.A. Mentzer. Kirksville: Sixteenth Journal Publ., 1994. P. 15–62.

45. Schilling M. Bildpublizistik der frühen Neuzeit. Aufgaben und Leistungen des illustrierten Flugblatts in Deutschland bis um 1700. Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 1990.

46. Schmidt H.R. Die Christianisierung des Sozialverhaltens als permanente Reformation // Zeitschrift für historische Forschung. 1989. Beiheft 9. S. 113–163.

47. Schnabel-Schüle H. Kirchenzucht als Verbrechensprävention // Zeitschrift für historische Forschung. 1994. Beiheft 16. S. 49–64.

48. Schulze W. Gerhard Oestreichs Begriff “Sozialdisziplinierung in der Frühen Neuzeit” // Zeitschrift für historische Forschung. 1987. Bd. 14. S. 265–302.

49. Simon T. “Policing” and Morality: On the State Regulation of Faith and Morality in the Policy Decrees of the Early Modern Period // Between Creativity and Norm-Making. Tensions in the Later Middle Ages and the Early Modern Era / Eds. S. Müller, C. Schweiger. Leiden: Brill, 2013. P. 241–252.

50. Smolinsky H. The Better Human Being: The Dispute on Morality in Humanism and the Reformation // Between Creativity and Norm-Making. Tensions in the Later Middle Ages and the Early Modern Era / Eds. S. Müller, C. Schweiger. Leiden: Brill, 2013. P. 189–202.

51. Spierenburg P. Social Control and History // Social Control in Europe / Eds. H. Roodenburg, P. Spierenburg. Vol. 1. 1500–1800. Columbus: Ohio State UP, 2004. P. 1–22.

52. Spufford M. Puritanism and Social Control? // Order and Disorder in Early Modern England / Eds. A. Fletcher, J. Stevenson. Cambridge: Cambridge UP, 2007. P. 41–57.

53. Strauss G. Luther’s House of Learning. Indoctrination of the Young in the German Reformation. Baltimore: The John Hopkins UP, 1978.

54. Willoweit D. Katholische Reform und Disziplinierung als Element der Staats- und Gesellschaftsorganisation // Glaube und Eid / Hrsg. von P. Prodi. München: R. Oldenbourg Verlag, 1993. S. 113–132.

55. Ziegler E. Sitte und Moral in früheren Zeiten. Zur Rechtsgeschichte der Reichsstadt und Republik St. Gallen. Sigmaringen: Jan Thorbecke Verlag, 1991.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх