Development trends and problems of Polish arms industry in 2022-2024

 
PIIS207054760031938-8-1
DOI10.18254/S207054760031938-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior Researcher
Affiliation: Institute of World Economy and International Relations (IMEMO)
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameRussia and America in XXI century
Edition
Abstract

The article examines the main problems of the development of the Polish military-industrial complex. The text focuses on the changes in the structure and organization of the management of the military-industrial complex, issues of its financing within the framework of the program for the modernization of the Polish armed forces, the role of the Polish military-industrial complex in the EU.

KeywordsPoland, Ukraine, military-industrial complex, arms, EU
Received22.07.2024
Publication date31.07.2024
Number of characters23706
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

Введение

 

С 2014–2015 гг. руководство Польши взяло курс на укрепление обороноспособности и безопасности страны. Помимо развития сотрудничества с союзниками по НАТО и расширения двустороннего военно-технического взаимодействия с США, было принято решение начать процесс модернизации и реформирования собственной польской армии. Приход к власти в 2015 г. национал-консервативной партии Я. Качиньского «Право и справедливость» ускорил реализацию этого курса. По официальным данным, с 2014 по 2021 г. военный бюджет Польши вырос с 31,8 до 59,5 млрд злотых, то есть почти в два раза1. В 2017 г. президент А. Дуда подписал новую версию закона «О перестройке, технической модернизации и финансировании Вооружённых сил Республики Польша», согласно которому военный бюджет страны не может составлять менее 2% ВВП. В 2019 г. Министерством национальной обороны Польши было объявлено о планах по дальнейшему увеличению военных расходов до 2,5% ВВП к 2030 г. Польша стала одной из первых четырёх стран НАТО, которые выполнили поставленную альянсом задачу тратить не менее 2% ВВП на оборону и не менее 20% на инвестиции в вооружения. Уже в 2021 г. руководство страны выделяло на оборону 2,34% своего ВВП, а к концу 2023 г. на фоне проведения Россией специальной военной операции на Украине (СВО) военные расходы Польши достигли 3,9%. Беспрецедентный рост военных расходов и новые программы по модернизации и увеличению численности польских ВС предполагали серьёзные перемены и для польского военно-промышленного комплекса. Однако его развитие и модернизация собственного польского военно-технического производства сталкивается со значительными трудностями.

1. Михалев О. Ю. Модернизация польских вооруженных сил в 2014–2023 гг. // Вишеградская Европа. Центральноевропейский журнал, 2023. № 1. C. 5-6.
2

Некоторые особенности развития польского ВПК в 1990–2010-х годов

 

После распада Организации Варшавского договора (ОВД) значение военно-промышленного комплекса в экономике новой посткоммунистической Польши резко снизилось. Помимо военно-политических последствий, распад советского блока означал для Польши также и потерю стабильных контрактов на поставки собственной военно-промышленной продукции в страны Ближнего Востока и Африки, хотя даже в 1970–1980х годов производственные мощности польского ВПК были избыточными. В результате продажа продукции военной промышленности пережила резкой спад, совпавший и с разрывом налаженного военно-технического сотрудничества стран ОВД. Серьёзной проблемой для функционирования и развития уже независимой польской военной промышленности в 1990-х годов стала и высокая конкуренция, которую создавали западноевропейские предприятия с продукцией более высокого технологического уровня. У руководства независимой Польши в этот период не было чётких представлений о дальнейшей стратегии развития ВПК, чей потенциал, несмотря на резкое снижение оборонных расходов, в первой половине 1990-х годов всё ещё продолжал значительно превышать спрос – сохранилось более 128 оборонных предприятий, с которыми взаимодействовало ещё около 200 взаимосвязанных компаний, а на предприятиях ВПК было трудоустроено около 200 тыс. рабочих2.

2. Soroka P.,Wątorek K., Zagórska A. Przemysł obronny głównym podmiotem polityki gospodarczo-obronnej Polski. Warszawa, 2020. S. 42.

Number of purchasers: 0, views: 10

Readers community rating: votes 0

1. Mikhalev O. Yu. Modernizatsiya pol'skikh vooruzhennykh sil v 2014–2023 gg. // Vishegradskaya Evropa. Tsentral'noevropejskij zhurnal, 2023. № 1. C. 5-6.

2. Soroka P.,Wątorek K., Zagórska A. Przemysł obronny głównym podmiotem polityki gospodarczo-obronnej Polski. Warszawa, 2020. S. 42.

3. Lewandowski W. Polski przemysłowy potencjał obronny w dobie konsolidacji // Bezpieczeństwo Narodowe, I-2011/17. S. 174–175.

4. Liang X., et al. The SIPRI Top 100 arms-producing and military services companies. SIPRI, 2022. P. 10. Available at: https://www.sipri.org/sites/default/files/2023-11/fs_2312_top_100_2022.pdf (accessed: 15.06.2024).

5. Funkcjonowanie PGZ i społek zależnych. NIK, 147/2021/P/21/015/KGP. Available at: https://www.nik.gov.pl/plik/id,25444,vp,28206.pdf (accessed: 15.06.2024).

6. Raki dla podhalańczyków. Polska Zbrojna. 22.09.2023. Available at: https://www.polska-zbrojna.pl/Mobile/ArticleShow/24600 (accessed: 15.06.2024).

7. Ranking największych polskich firm 2023 roku dziennika Rzeczpospolita. Rzeczpospolita. 2023. Available at: https://rankingi.rp.pl/lista500/2023#four (accessed: 15.06.2024).

8. Ciślak J. Co dalej z polskim przemysłem obronnym? Defence 24.pl. 02.08.2022. Available at: https://defence24.pl/przemysl/co-dalej-z-polskim-przemyslem-obronnym-analiza (accessed: 15.06.2024).

9. Gdzie jest 13 mld złotych dla zbrojeniówki? Defence 24.12.04.2024. Available at: https://defence24.pl/przemysl/gdzie-jest-13-mld-zlotych-dla-zbrojeniowki (accessed: 15.06.2024).

10. Ibidem.

11. Departament Polityki Bezpieczeństwa Ministerstwo Spraw Zagranicznych. Eksport uzbrojenia i sprzętu wojskowego z Polski. Raport za rok 2022. Warszawa, 2023. Available at: https://www.gov.pl/web/dyplomacja/eksport-uzbrojenia-i-sprzetu-wojskowego-z-polski-raport-za-rok-2022 (accessed: 15.06.2024).

12. Bornio J.( red.). The Defence Industry in the Visegrád Countries – Current State and Perspectives. Lublin, 2024. S. 89.

13. Departament Polityki Bezpieczeństwa Ministerstwo Spraw Zagranicznych. Eksport uzbrojenia i sprzętu wojskowego z Polski. Raport za rok 2022. Warszawa, 2023. Available at: https://www.gov.pl/web/dyplomacja/eksport-uzbrojenia-i-sprzetu-wojskowego-z-polski-raport-za-rok-2022 (accessed: 15.06.2024).

14. Obroty towarowe handlu zagranicznego og.łem w 2022 r. GUS, 2023. Available at: https://stat.gov. pl/obszary-tematyczne/ceny-handel/handel/obroty-towarowe-handlu-zagranicznego-ogolem-i-wedlug-krajow-dane-ostateczne-w-2022-r-,2,15.html (accessed: 15.06.2024).

15. Fatalne dane eksportu polskiej broni za 2023 rok. Polska zbrojeniówka ledwo obsługuje kraj? Gazeta prawna. 26.06.2024. . Available at: https://www.gazetaprawna.pl/wiadomosci/kraj/artykuly/9534016,fatalne-dane-eksportu-polskiej-broni-za-2023-rok-polska-zbrojeniowka.html (accessed: 27.06.2024).

16. Ibidem.

17. Dmitriuk T. Finansowanie modernizacji technicznej Wojska Polskiego w latach 2023-2026. Dziennik Zbrojny. 22.08.2023. Available at: https://dziennikzbrojny.pl/artykuly/art,2,4,11881,armie-swiata,wojsko-polskie,finansowanie-modernizacji-technicznej-wojska-polskiego-w-latach-2023-2026 (accessed: 15.06.2024).

18. Ibidem.

19. Ibidem.

20. Tomaszewski A., Nowakowska-Krystman A., Zamelek P. Przemysł zbrojeniowy w systemie obronnym państwa. Warszawa, 2018. s. 191.

21. Strategicheskaya avtonomiya ES i perspektivy sotrudnichestva s Rossiej / pod red. N.K. Arbatovoj, A.M. Kokeeva. M., 2020. S. 200-201.

22. Polska obecność w europejskich projektach zbrojeniowych. Polska Zbrojna. 15.04.2021. Available at: https://www.polska-zbrojna.pl/home/articleshow/34061?t=Polska-obecnosc-w-europejskich-projektach-zbrojeniowych (accessed: 15.06.2024).

23. "Mamy do czynienia ze skandalem". Decyzja KE w ogniu krytyki. Do rzeczy. 16.03.2024. Available at: https://dorzeczy.pl/kraj/562821/unijny-program-obronnosci-siewiera-mamy-do-czynienia-ze-skandalem.html (accessed: 15.06.2024)

24. Rybka Z. Polski przemysł obronny. Diagnoza i perspektywy rozwoju. Warszawa, 2022. S. 33.

Система Orphus

Loading...
Up