Конфликтный потенциал Арктики: миф или реальность?

 
Код статьиS207054760030780-5-1
DOI10.18254/S207054760030780-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Центр североамериканских исследований ИМЭМО РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссия и Америка в XXI веке
Выпуск
Аннотация

В работе исследуется диалектика межгосударственных взаимоотношений в Арктике. Показано, что этот процесс всегда отличался определённым дуализмом, включающим в себя и сотрудничество, и конфронтацию. С одной стороны, в Арктическом регионе было налажено уникальное взаимодействие, касающееся не только проведения научных исследований, но и конкретно-прикладных вопросов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, защитой морской среды, регулированием вылова водных биологических ресурсов. С другой стороны, здесь существовали и остаются нерешенными споры относительно делимитации морских пространств, наложением претензий в отношении определения внешних границ континентального шельфа, правового статуса судоходных маршрутов. За последние годы Российская Федерация столкнулась с тем, что уровень межгосударственной кооперации здесь фактически был заморожен, а Арктика превращается в зону противостояния, как в эпоху холодной войны. Однако, несмотря на коренное изменение обстоятельств, эти две тенденции – сотрудничество и конфронтация – в регионе будут сохраняться с той лишь разницей, что первое будет временно превалировать. 

Ключевые словаАрктика, Северный морской путь, Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, Арктический совет, Шпицберген, Соглашение Бейкера – Шеварднадзе, внешние границы континентального шельфа, Комиссия по границам континентального шельфа
Получено12.03.2024
Дата публикации30.04.2024
Кол-во символов33240
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Введение

 

В предшествующие десятилетия Арктика рассматривалась исключительно как зона мира и сотрудничества, взаимодействия и кооперации. Такое восприятие было во многом простимулировано Мурманскими инициативами Генсека ЦК КПСС М.С. Горбачёва от 1 октября 1987 года, среди которых значились: ограничение военно-морской активности; мирное сотрудничество; научное изучение; охрана окружающей среды; открытие Северного морского пути (СМП). Никакие перипетии в отношениях между Россией и странами Запада, казалось, не могут изменить этот вектор развития. Последние события свидетельствуют о том, что дальнейшее сотрудничество в Арктике находится под угрозой заморозки, конфликтный потенциал региона вновь может вернуться ко временам Холодной войны. Однако, не стоит забывать, что серьезные межгосударственные противоречия, споры и конфликты (в том числе до сих пор не урегулированные) в Арктике существовали и в предшествующие годы, но их разрастание в «горячую» фазу купировалось доминированием тренда на сотрудничество. В сегодняшних условиях этот дуализм взаимоотношений в Арктике, как представляется, всё же будет сохраняться, с той лишь разницей, что международная кооперация будет иметь гораздо меньшие масштабы и вестись по ограниченному спектру областей, имеющих интернациональное значение.

2

Сотрудничество: старые формы и новые форматы

 

Мы все помним, что наиболее активно межгосударственное взаимодействие в Арктике развивалось в рамках Арктического совета. И хотя его часто критиковали за то, что многие его решения носят исключительно рекомендательный характер, тем не менее, как представляется, заключение трёх юридически обязывающих соглашений – о сотрудничестве в области авиационного и морского поиска и спасания (2011); о сотрудничестве в области обеспечения готовности и реагирования на загрязнение морской среды нефтью (2013); Соглашение о расширении международного научного сотрудничества (2017)1 – было огромным прогрессом и достижением в его работе.

1. International Cooperation in the Arctic [Электронный ресурс]. Available at: >>> (accessed: 25.02.2024).
3

Сотрудничество развивалось также и на двухстороннем уровне: в 2018 г. Российская Федерация и США провели через Международную морскую организацию (ИМО)2 Резолюцию об установлении судоходных маршрутов (добровольных) и зон безопасности в Беринговом проливе и Беринговом море.

2. Sub-Committee on Navigation, Communications and Search and Rescue (NCSR), 5th session, 19-23 February 2018. New shipping routes in Bering Sea and Bering Strait to be established [Электронный ресурс]. Available at: >>> (accessed: 25.02.2024).
4

Региональные и внерегиональные страны (Исландия, Япония, Южная Корея, Китай) и ЕС в 2017 г. заключили обязательное соглашение3, направленное на борьбу с нерегулируемым выловом водных биологических ресурсов в центральной части Северного Ледовитого океана, в рамках которого введён временный мораторий на коммерческое рыболовство.

3. Agreement to prevent unregulated high seas fisheries in the Central Arctic Ocean [Электронный ресурс]. Available at: >>> (accessed: 25.02.2024).
5 Несмотря на то что сотрудничество в рамках Арктического совета было фактически приостановлено, Российская Федерация приостановила выплату взносов в Арктический совет до возобновления его полноценной работы, а в его рамках введена новая формула 7+1, направленная на международную «изоляцию» Российской Федерации, последняя обладает в Арктике самой протяжённой береговой линией. На деле это означает, что Россия проецирует свой суверенитет, то есть режим внутренних вод и территориального моря, суверенные права и юрисдикцию, то есть режим исключительной экономической зоны (ИЭЗ) и континентального шельфа на обширные морские пространства. Очевидно, что многие задачи универсального характера – например, защита морской среды и биоразнообразия, борьба с загрязнениями и другие – не могут быть решены в Арктике без участия нашей страны.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 26

Оценка читателей: голосов 0

1. International Cooperation in the Arctic [Электронный ресурс]. Available at: https://arctic-council.org/explore/work/cooperation/ (accessed: 25.02.2024).

2. Sub-Committee on Navigation, Communications and Search and Rescue (NCSR), 5th session, 19-23 February 2018. New shipping routes in Bering Sea and Bering Strait to be established [Электронный ресурс]. Available at: https://www.imo.org/en/MediaCentre/MeetingSummaries/Pages/NCSR5.aspx (accessed: 25.02.2024).

3. Agreement to prevent unregulated high seas fisheries in the Central Arctic Ocean [Электронный ресурс]. Available at: https://eur-lex.europa.eu/EN/legal-content/summary/agreement-to-prevent-unregulated-high-seas-fisheries-in-the-central-arctic-ocean.html (accessed: 25.02.2024).

4. International Code for Ships Operating in Polar Waters (Polar Code) [Электронный ресурс]. Available at: https://www.imo.org/en/ourwork/safety/pages/polar-code.aspx (accessed: 25.02.2024).

5. Вылегжанин А.Н., Иванов Г.Г., Дудыкина И.П. Полярный кодекс (оценки и комментарии в зарубежных правовых источниках) // Московский журнал международного права. 2015; (4):43-60. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2015-4-43-60

6. Соглашение на базе Конвенции ООН по морскому праву о сохранении и устойчивом использовании морского биологического разнообразия в районах за пределами действия национальной юрисдикции. [Электронный ресурс]. Available at: https://treaties.un.org/doc/Treaties/2023/06/20230620%2004-28%20PM/Ch_XXI_10.pdf (accessed: 22.02.2024).

7. Meetings Coverage. General Assembly. Intergovernmental Conference on Marine Biodiversity. Fifth Session, 71ST & 72ND Meetings (AM & PM), SEA/2181, 19 June 2023, Demonstrating ‘the Power of Multilateralism’, Intergovernmental Conference Adopts Historic New Maritime Biodiversity Treaty [Электронный ресурс]. Available at: https://press.un.org/en/2023/sea2181.doc.htm (accessed: 25.02.2024).

8. Буник И.В. Спор между США и Канадой о разграничении в море Бофорта (международно-правовой анализ) // Московский журнал международного права. 2018;(2):126-137. DOI: 10.24833/0869-0049-2018-2-126-137

9. Правила плавания в акватории Северного морского пути. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 17 января 2013 г. N 7 г. Москва "Об утверждении Правил плавания в акватории Северного морского пути" [Электронный ресурс]. Available at: https://rg.ru/documents/2013/04/19/pravila-dok.html (accessed: 22.02.2024).

10. Федеральный закон от 5 декабря 2022 г. N 510-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" [Электронный ресурс]. Available at: https://rg.ru/documents/2022/12/09/inostrannie-korabli-sevmorput-site-dok.html (accessed: 22.02.2024).

11. Гудев П.А. Северный морской путь: проблемы легитимизации национального статуса в рамках международного права: часть 1 // Арктика и Север: сетевое издание. 2020. № 40. С. 142-164. DOI 10.37482/issn2221-2698.2020.40.142. Available at: http://www.arcticandnorth.ru/article_index_years.php?ELEMENT_ID=348129 (accessed: 03.11.2023).

12. Гудев П.А. Северный морской путь: перспективы легитимизации национального статуса в рамках международного права (часть 2) // Арктика и Север сетевое издание. 2020. № 41. С. 130-147. DOI 10.37482/issn2221-2698.2020.41.130. Available at: http://www.arcticandnorth.ru/article_index_years.php?ELEMENT_ID=350784 (accessed: 24.12.2023).

13. Володин Д.А. От моря Лабрадор до моря Линкольна: территориальные и пограничные споры между Канадой и Данией (1970–2020-е годы) // Россия и Америка в XXI веке [Электронный ресурс]. 2024, № 2. DOI 10.18254/S207054760030124-3

14. The Hans Island “Peace” Agreement between Canada, Denmark, and Greenland [Электронный ресурс]. Available at: https://blogs.loc.gov/law/2022/06/the-hans-island-peace-agreement-between-canada-denmark-and-greenland/ (accessed: 25.02.2024).

15. Close, like-minded partners committed to democratic principles: Settling the Hans Island/Tartupaluk Territorial Dispute [Электронный ресурс]. Available at: https://arcticyearbook.com/images/yearbook/2022/Briefing-Notes/3BN_-_AY2022_Lackenbauer_Nielsen.pdf (accessed: 25.02.2024).

16. Canada, Denmark agree on a landmark deal over disputed Hans Island [Электронный ресурс] Available at: https://www.arctictoday.com/canada-denmark-agree-on-a-landmark-deal-over-disputed-hans-island/ (accessed: 25.02.2024).

17. Torbj⊘rn Pedersen (2006) The Svalbard Continental Shelf Controversy: Legal Disputes and Political Rivalries // Ocean Development & International Law, Vol. 37. Issue 3-4, pp. 339-358, DOI: 10.1080/00908320600800960

18. Mineralverksemd på norsk kontinentalsokkel – opning av areal og strategi for forvaltning av ressursane [Электронный ресурс]. Available at: https://www.regjeringen.no/contentassets/e0d0706a51274b598e4ef832545e59d3/nn-no/pdfs/stm202220230025000dddpdfs.pdf (accessed: 25.02.2024).

19. Announcement of U.S. Extended Continental Shelf Outer Limits [Электронный ресурс]. Available at: https://www.state.gov/announcement-of-u-s-extended-continental-shelf-outer-limits-2/ (accessed: 25.02.2024).

20. Commission on the Limits of the Continental Shelf (CLCS). Selected documents of the Commission [Электронный ресурс]. Available at: https://www.un.org/depts/los/clcs_new/commission_documents.htm#Rules%20of%20Procedure (accessed: 25.02.2024).

21. Executive Summary – Regional Summaries and List of Geographic Coordinates [Электронный ресурс] Available at: https://www.state.gov/wp-content/uploads/2023/12/ECS_Executive_Summary.pdf (accessed: 25.02.2024).

22. Baumert, Kevin A. The Outer Limits of the Continental Shelf Under Customary International Law. // The American Journal of International Law, vol. 111, no. 4, 2017, pp. 827–872. JSTOR, https://www.jstor.org/stable/26568898. Accessed 29 Feb. 2024.

23. Гудев П.А. Стоит ли рвать Конституцию морей? // Монокль. 2024. №11 (1334). 11-17 марта [Электронный ресурс]. Available at: https://monocle.ru/monocle/2024/11/stoit-li-rvat-konstitutsiyu-morey/ (accessed: 22.02.2024).

24. Commission on the Limits of the Continental Shelf (CLCS). Outer limits of the continental shelf beyond 200 nautical miles from the baselines: Submissions to the Commission: Submission by the Russian Federation 2001 [Электронный ресурс]. Available at: https://www.un.org/depts/los/clcs_new/submissions_files/submission_rus.htm (accessed: 25.02.2024).

25. Commission on the Limits of the Continental Shelf (CLCS). Outer limits of the continental shelf beyond 200 nautical miles from the baselines: Submissions to the Commission: Partial revised Submission by the Russian Federation 2015 [Электронный ресурс]. Available at: https://www.un.org/depts/los/clcs_new/submissions_files/submission_rus_rev1.htm (accessed: 25.02.2024).

26. Gakkel Ridge, Nansen and Amundsen Basins [Электронный ресурс]. Available at: https://www.un.org/depts/los/clcs_new/submissions_files/rus01_rev15/Addendum_1_2021_Executive_Summary_Gakkel_Ridge_Russian.pdf (accessed: 25.02.2024); Lomonosov Ridge, Alpha Ridge, Mendeleev Rise, Amundsen and Makarov Basins, and the Canadian Basin [Электронный ресурс]. Available at: https://www.un.org/depts/los/clcs_new/submissions_files/rus01_rev15/Addendum_2_2021_Executive_Summary_Lomonosov_Ridge_Russian.pdf (accessed: 25.02.2024).

27. Recommendations of the Commission on the Limits of the Continental Shelf In Regard to the Partial Revised Submission Made by the Russian Federation in Respect of the Arctic Ocean On 3 August 2015 With Addenda Submitted On 31 March 2021 [Электронный ресурс]. Available at: (https://www.un.org/depts/los/clcs_new/submissions_files/rus01_rev15/2023RusRev1RecSum.pdf). (accessed: 25.02.2024).

28. Russian Federation - partial revised Submission in respect of the southeastern part of the Eurasia Basin in the Arctic Ocean [Электронный ресурс]. Available at: https://www.un.org/depts/los/clcs_new/submissions_files/submission_rus_rev2.htm (accessed: 25.02.2024).

29. Russian Federation - partial revised Submission in the Area of the Gakkel Ridge in the Arctic Ocean [Электронный ресурс]. Available at: https://www.un.org/depts/los/clcs_new/submissions_files/submission_rus_rev3.htm. (accessed: 25.02.2024).

30. Жудро И.С. Международно-правовое обоснование границ арктического шельфа Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук / Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт государства и права Российской академии наук. 2021.

31. Кисловский В. Ратифицировать нельзя отказаться // Морские вести России. 2018. 18 октября [Электронный ресурс]. Available at: https://morvesti.ru/analitika/1692/74945/ (accessed: 22.02.2024).

32. Зиланов В.К. «Линия предательства»: Россия и наследие СССР на границе России и США [Электронный ресурс]. Available at: https://regnum.ru/article/2308239 (дата обращения: 22.02.2024).

33. Вылегжанин А.Н. Соглашение между СССР и США о линии разграничения морских пространств 1990 года: разные оценки «временного применения» [Электронный ресурс]. Available at: https://mgimo.ru/about/news/experts/124210/?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com (accessed: 22.02.2024).

34. Колодкин Р. Договор с Норвегией: разграничение для сотрудничества // Международная жизнь. 2011. №1. [Электронный ресурс]. Available at: https://interaffairs.ru/jauthor/material/381 (accessed: 22.02.2024).

35. Венская конвенция о праве международных договоров [Электронный ресурс]. Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/law_treaties.shtml (accessed: 22.02.2024).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх