«Неустанная дипломатия» США и перспективы урегулирования арабо-израильского конфликта

 
Код статьиS207054760018202-9-1
DOI10.18254/S207054760018202-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: МГУ имени М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссия и Америка в XXI веке
Выпуск
Аннотация

В статье рассматриваются американо-израильские отношения в связи с провозглашением администрацией Дж.Байдена новой внешнеполитической стратегии “неустанной дипломатии”, а также стремление США в дальнейшем рассматривать решение палестино-израильского конфликта в концепции “два народа-два государства”.

Ключевые словаСША, Израиль, Байден, Палестина, Иран, Греция
Получено07.11.2021
Дата публикации13.01.2022
Кол-во символов14975
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Введение

 

Американо-израильские отношения уже не одно десятилетие являются примером выгодного стратегического партнёрства, политику США в отношении Израиля поддерживают политические и общественные силы внутри страны, а продолжение этого курса традиционно входит в предвыборную платформу обеих партий. Палестино-израильский конфликт как важная международная проблема и источник нестабильности на Ближнем Востоке также регулярно оказывается во внешнеполитической повестке Вашингтона, почти каждый президент США от Г. Трумэна до Б. Обамы пытался внести свою лепту (или проект) в процесс миротворческого урегулирования. Администрация Д. Трампа особенно часто разыгрывала израильскую карту для демонстрации своих внешнеполитических успехов.

2 С приходом в Белый дом администрации Дж. Байдена были связаны надежды на возвращение к традиционной внешней политике США, резко противоположной той, что сложилась во время президентства Дональда Трампа. Однако политика в отношении Израиля очевидно относится к традиционным американским направлениям, и отказываться от достижений предшественника нынешний президент едва ли решится.
3

Наследство администрации Трампа

 

В период предвыборной кампании Джо Байден не раз критиковал своего соперника. Опубликованная им статья в журнале «Форин афферс»1 весной 2020 г. озаглавлена «Почему Америка должна вновь встать во главе». В ней Байден говорит о репутационных потерях, вызванных политикой Трампа, об упадке демократии в мире, критикует политику Трампа на Ближнем Востоке, в Иране, Афганистане, Йемене. Однако Израилю отведено лишь одно предложение – «необходимо сохранить нерушимую приверженность безопасности Израиля»2.

1. Biden J.R. Why America Must Lead Again. Rescuing US Foreign Policy after Trump // Foreign Affairs. March-April 2020. Available at: >>> (дата обращения 01.11.2021).

2. Ibid.
4 Иными словами, принятые Д. Трампом решения в отношении американо-израильских отношений не нуждаются в столь радикальном пересмотре, как все остальные, помимо достаточно популистских решений, как то: перенос американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим и признание Голанских высот частью Израиля, что не нашло поддержки не только на Ближнем Востоке, но даже среди европейских партнёров США. Зато подписание «соглашений Авраама» между Израилем, Бахрейном и Объединёнными Арабскими Эмиратами действительно способствует расширению связей Израиля в регионе и усиливает позиции Вашингтона, тем более, что Трампу удалось повторить успех администрации У. Клинтона, которая способствовала подписанию соглашения между Израилем и Иорданией более четверти века назад, в 1994 году. «Соглашения Авраама» могут в дальнейшем стать прецедентом для расширения связей Израиля в арабском мире, несмотря на отсутствие реального прогресса в палестино-израильском конфликте. Выгоду от сделки с Израилем при поддержке США на время сместили внимание арабских лидеров. По крайней мере решающим фактором палестинский вопрос при принятии решений о подписании договора с Израилем не стал.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 329

Оценка читателей: голосов 0

1. Biden J.R. Why America Must Lead Again. Rescuing US Foreign Policy after Trump // Foreign Affairs. March-April 2020. Available at: https://www.foreignaffairs.com/articles/united-states/2020-01-23/why-america-must-lead-again (дата обращения 01.11.2021).

2. Ibid.

3. Kelly L. Congress look to Mediterranean Allies to Counter Russia and Turkey // The Hill. 25.10.2019. Available at: https://thehill.com/policy/international/475827-congress-looks-to-mediterranean-allies-to-counter-turkey-russia (дата обращения 21.10.2021)

4. США и Греция в рамках стратегического диалога затронули темы, связанные с Россией и Китаем // ТАСС. 15.10.2021. Available at: https://tass-ru.turbopages.org/tass.ru/s/mezhdunarodnaya-panorama/12671655 (дата обращения: 10.11.2021).

5. Выступление президента США Джозефа Байдена на сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Available at: https://www.state.gov/translations/russian/%D0%B2%D1%8B%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0-%D1%81%D1%88%D0%B0-%D0%B4%D0%B6%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%84%D0%B0-%D0%B1-2/ (дата обращения 29.10.2021).

6. Подробнее см.: Gates R.M. Exercise of Power: American Failures, Successes, and a New Path Forward in the Post-Cold War World. N.Y., 2020; Cohen M.A., Zenko M. Clear & Present Safety. The World Has Never Been Better and Why That Matters to Americans. London, 2019; Mueller J. The Stupidity of War. American Foreign Policy and the Case for Complacency. Cambridge, 2021.

7. Singh M. A Plan B for Iran. Washington Needs to Turn Up the Pressure on Tehran // Foreign Affairs. 25.10.2021. Available at: https://www.foreignaffairs.com/articles/iran/2021-10-25/plan-b-iran (дата обращения 25.10.2021).

8. Беленькая М. В Израиле наступил день Акса // Коммерсантъ. 10.05.2021. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/4802748 (дата обращения 08.11.2021).

9. Примаков Е.М. Конфиденциально. Ближний Восток на сцене и за кулисами. М.: Центрполиграф, 2016. С.130-131.

10. Беленькая М. Ук. соч.

11. Yadlin A. Israel’s Shadow War with Iran Doesn’t Have to Strain Relations with the US. // Foreign Affairs. 19.04.2021. Available at: https://www.foreignaffairs.com/articles/israel/2021-04-19/israels-shadow-war-iran-doesnt-have-strain-relations-us (дата обращения 08.10.2021).

12. Halbfinger D.M., Hubbard B., Bergman R.The Israel-Iran Shadow War Escalates and Breaks Into th Open // New York Times, 28.08.2019. Available at: https://www.nytimes.com/2019/08/28/world/middleeast/israel-iran-shadow-war.html (дата обращения 01.11.2021).

13. Yadlin A. Op. cit.

14. Ibid.

15. Singh M. Op. cit.

16. Goldenberg I. Biden Can Keep the Two-State Solution Alive But He Needs a Plan to Manage the Israeli-Palestinian Conflict // Foreign Affairs. 21.06.2021. Available at: https://www.foreignaffairs.com/articles/middle-east/2021-06-21/biden-can-keep-two-state-solution-alive (дата обращения 07.11.2021).

17. Mueller J. Op. cit. P.162.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх