The US-German Economic Relationship in 2021. Achievements and expectations

 
PIIS207054760018165-8-1
DOI10.18254/S207054760018165-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameRussia and America in XXI century
Edition
Abstract

In 2021, the authorities of the Federal Republic of Germany and the United States confirmed their intentions to restore the transatlantic partnership. Further changes in the global market depend on the relationship between J. Biden`s administration and the new government coalition in Germany and Germany`s EU-partners. The high level of German-American economic interpenetration, confirmed by the results of the analysis, determines the agenda of political and economic cooperation between the two countries. In this context, their existing contradictions and their determination for mutual concessions represent particular importance. The German economy is especially sensitive to the protectionism of its main economic partners, the United States and the China. The country is interested in maintaining its competitiveness, which can push it to more active participation in the development of the US-China relations and attempts to strengthen its position in the EU in the implementation of the economic development strategy. The article analyzes bilateral investment activity, trade, expectations of national business in the territory of a partner country; highlighted the main economic contradictions with the Federal Republic of Germany during the presidency of D. Trump and J. Biden. The aftermath of the pandemic has negatively affected bilateral trade. In the meantime businesses of both countries are planning expantion and not expected to quit the market, which suggests a return to the positive trend in trade in the mid- term.

KeywordsUSA, Germany, SME, Trade relations, FDI, business
Received08.11.2021
Publication date13.01.2022
Number of characters16137
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

ФРГ и США – два региональных лидера, имеющие тесные культурно-исторические связи и развитую институциональную систему поддержки внешнеэкономической деятельности, ориентированную в том числе на малые и средние предприятия. Эти факторы во многом определили высокий уровень доверия как на политическом, так и на деловом уровне. Для партнёров характерно особое внимание к вопросам международной конкуренции как фактору безопасности, где немаловажную роль играет согласованность их экономической политики. Ярким примером стал скандал в ноябре 2016 г. вокруг покупки китайским государственным инвестиционным фондом Fujian Grand Chip немецкой компании по производству микрочипов Aixtron SE1. Чтобы не позволить КНР стать владельцами основных стратегических технологий, власти США приняли активное участие в срыве сделки2. В качестве другого примера могут служить многочисленные попытки ФРГ повлиять на решения президента Д. Трампа в отношении выхода из Парижского договора и политики поддержки национального бизнеса (в том числе закон о снижении ставки корпоративного налога в США)3. Рассуждая о сложной природе германо-американского партнёрства в общеполитическом контексте, доктор исторических наук, профессор РАН А.А. Синдеев характеризует его как «вынужденное сотрудничество»4, при этом очевидно, что державы обладают высоким потенциалом для реализации масштабных инновационных проектов, способных изменить расстановку сил на мировом рынке. В этом контексте возрастает потребность в изучении динамики двусторонних экономических отношении на современном этапе.

1. Germany's Aixtron says U.S. opposes China deal on security grounds // Reuters. URL: >>> (дата обращения: 01.11.2021).

2. Германия. 2016 / под. ред. В. Б. Белова [В.Б. Белов, М.В. Грачева, А.К. Иванова, Н.К. Меден и др.] – М. : Институт Европы РАН , 2017. – с. 38-39. URL: >>>

3. Иванова А.К. Немецкий бизнес в США: итоги 2017 года // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН, 2018, №2, с. 115–122. DOI: 10.15211/vestnikieran2201818 URL: >>>

4. Современная Германия. Экономика и политика / под ред. В. Б. Белова [В.Б. Белов, Н.В. Супян, М.В. Грачева, А.А. Синдеев, А.К. Камкин и др.] – М. : Институт Европы РАН, 2015. С. 593.
2 Большой вклад в анализ актуальной экономической политики ФРГ внесли отечественные экономисты А.В. Кузнецов, В.Б. Белов, Н.В. Супян, Н.В. Грачева, Н.М. Меден; особенности хозяйственных приоритетов США подробно исследованы экономистами Л.Ф. Лебедевой, П.А. Аксеновым, С.С. Дмитриевым, Э.В. Кириченко, М.А. Портным и другими. Ниже будут проанализированы основные показатели двусторонней инвестиционной активности и товарной торговли, выделены ключевые противоречия, а также ожидания германо-американских фирм.
3

Инвестиции

 

В 2019 г. в США насчитывалось 4 тыс.752 фирмы с немецким капиталом и суммарным годовым оборотом свыше 545 млн евро, что составило 15% всех предприятий ФРГ, действующих за рубежом, и обеспечивающих 1/5 суммарного годового дохода на внешних рынках (табл. 1). Таким образом, Соединённые Штаты становятся одной из важнейших стран германской внешнеэкономической деятельности по уровню дохода.

4

Таблица 1. Доход немецких компаний на зарубежных рынках в 2019 г.:

5
Страна Доход фирм ФРГ в млн евро
США 545,3
Великобритания 265,0
КНР 192,5
Франция 145,7
Швейцария 109,7
Италия 96,5
РФ 38,1
Всего 2 585, 1

Источник: рассчитано автором на основе данных Statistics on the structure and activity of foreign affiliates of German investors (Outward FATS) November 2021, Bundesbank. URL: >>> AHK Jahresbericht 2020. Delegation of German Industry and Commerce in Washington,DC >>>  (дата обращения: 19.11.2021);

Number of purchasers: 0, views: 347

Readers community rating: votes 0

1. Germany's Aixtron says U.S. opposes China deal on security grounds // Reuters. URL: https://www.reuters.com/article/us-aixtron-m-a-fujian-usa-idUSKBN13D2Q8 (data obrascheniya: 01.11.2021).

2. Germaniya. 2016 / pod. red. V. B. Belova [V.B. Belov, M.V. Gracheva, A.K. Ivanova, N.K. Meden i dr.] – M. : Institut Evropy RAN , 2017. – s. 38-39. URL: https://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/doklad/343.pdf

3. Ivanova A.K. Nemetskij biznes v SShA: itogi 2017 goda // Nauchno-analiticheskij vestnik Instituta Evropy RAN, 2018, №2, s. 115–122. DOI: 10.15211/vestnikieran2201818 URL: http://vestnikieran.instituteofeurope.ru/images/18_Ivanova_AK_Nemetskij_biznes.pdf.

4. Sovremennaya Germaniya. Ehkonomika i politika / pod red. V. B. Belova [V.B. Belov, N.V. Supyan, M.V. Gracheva, A.A. Sindeev, A.K. Kamkin i dr.] – M. : Institut Evropy RAN, 2015. S. 593.

5. Bureau of economic and finance in U.S. Department of Commerce. URL: https://www.bea.gov/data/intl-trade-investment/direct-investment-country-and-industry (data obrascheniya: 20.09.2021).

6. Standort Deutschland 2021. Ausländische Direktinvestitionen in Deutschland und Europa. Juni 2021. S. 13. https://assets.ey.com/content/dam/ey-sites/ey-com/de_de/news/2021/06/ey-standort-deutschland-2021.pdf (data obrascheniya: 01.11.2021).

7. Germaniya. 2017 / Pod. red. V.B. Belova [V.B. Belov, M.V. Gracheva, A.K. Ivanova i dr.] – M. : In-t Evropy RAN , 2018. – s. 71-82. URL: https://instituteofeurope.ru/images/uploads/doklad/354.pdf

8. Lebedev A.S. Sanktsii protiv «Severnogo potoka – 2». Ehkonomicheskie posledstviya // Sovremennaya Evropa. 2020. №5. S. 173-181. DOI: 10.15211/soveurope52020173181. URL:http://www.sov-europe.ru/images/pdf/2020/5-2020/Lebedev-5-20.pdf.

9. Lebedeva L.F., Aksenov P.A. Novaya ehkonomicheskaya politika Dzhozefa Bajdena: global'noe izmerenie // Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. 2021. T. 7. № 2(26). S. 7-16. DOI: 10.21686/2410-7395-2021-2-7-16

10. Dmitriev S. S. Amerikano-kitajskoe tekhnologicheskoe sopernichestvo: ot “vysokomeriya” k bojkotu // Mirovaya ehkonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2020., T. 64., № 12., S. 70-77. DOI 10.20542/0131-2227-2020-64-12-70-77

11. Lebedeva L. F. Vneshnetorgovye ogranicheniya SShA v usloviyakh nestabil'noj dinamiki mezhdunarodnoj torgovli // Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. – 2021., T. 7. № 1(25)., S. 18-26. – DOI: 10.21686/2410-7395-2021-1-18-26

12. Kirichenko Eh. V. Ehksportnyj kontrol' kak instrument podderzhaniya liderstva SShA v menyayuschemsya mire // Polis. Politicheskie issledovaniya. – 2020., № 1., S. 74-88. DOI: 10.17976/jpps/2020.01.06. URL: https://www.politstudies.ru/files/File/2020/1/Polis-2020-1-Kirichenko.pdf

13. Washington Declaration. July 15, 2021, URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/07/15/washington-declaration/ (data obrascheniya: 01.11.2021)

14. Belov V.B. Perspektivy gazoprovoda «Severnyj potok – 2» // Nauchno-analiticheskij vestnik Instituta Evropy RAN. N 4, 2021. C. 63-71. DOI: 10.15211/vestnikieran420216371

15. Business Destination Germany US Business in Germany 2022. How CFOs of German subsidiaries of US corporations evaluate Germany. Survey. American Chamber of Commerce in Germany e.V., KPMG in Germany, 2021. P. 35-38. URL: https://www.amcham.de/fileadmin/user_upload/Press_Room/2021/KPMG_US_Business_in__Germany_2022.pdf (data obrascheniya: 20.09.2021).

16. Transatlantic Business Barometer 2021. Amcham, 2021. URL: https://www.amcham.de/fileadmin/user_upload/Publications/Business-Barometer/2021/Transatlantic_Business_Barometer_2021_ENG.pdf (data obrascheniya: 01.11.2021).

Система Orphus

Loading...
Up