Синтаксис пейзажа в цикле И. А. Бунина «Тень птицы»

 
Код статьиS013161170023740-3-1
DOI10.31857/S013161170023740-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина
Адрес: Россия, Елец
Название журналаРусская речь
ВыпускНомер 6
Страницы94-105
Аннотация

В статье рассматривается синтаксическая организация пейзажей в цикле «путевых поэм» И. А. Бунина «Тень птицы». Отмечено, что для создания пейзажных зарисовок писатель использует определенные синтаксические структуры: номинативные предложения с собственно-бытийной и предметно-бытийной семантикой, глагольные безличные предложения со значением ольфакторного восприятия мира, двучленные сложносочиненные предложения с соединительно-результативными отношениями между частями и некоторые другие. Синтез подобных синтаксических единиц обеспечивает смену объективного характера пейзажа на субъективный, статичного на динамичный, медитативного на одухотворенно-восторженный, создание антиномичного, контрастного пейзажа, соединение масштабности изображаемого, общих планов с акцентуацией конкретной детали. Установлено, что в анализируемом бунинском цикле разным сюжетно-композиционным типам пейзажей соответствуют разные синтаксические доминанты. Так, для пейзажей-завершений характерны ряды повествовательно-восклицательных предложений, для пейзажей-ретардаций –  эллиптические предложения; пейзажи-экспозиции формируются преимущественно за счет простых предложений, осложненных однородными составными именными сказуемыми, и двучленных бессоюзных сложных предложений с перечислительными отношениями, а пейзажи-мотивировки – сложносочиненными предложениями с соединительно-перечислительными и соединительно-результативными смысловыми отношениями, бессоюзными многокомпонентными предложениями несгруппированной структуры и сложными синтаксическими конструкциями с бессоюзием и сочинением, бессоюзием и подчинением. В цикле «Тень птицы» пейзажные зарисовки выступают значимыми коммуникативно-эстетическими единицами текста, в которых выражается свойственная художественному сознанию И. А. Бунина чувственность и конкретность в восприятии мира, а также динамичность, красочность и любовь к чуждой экзотичности в изображении окружающей действительности.

Ключевые словаидиостиль И. А. Бунина, пейзаж, синтаксис прозаического текста, структурно-семантические типы предложений, синтаксическая доминанта
Получено28.12.2022
Дата публикации28.12.2022
Кол-во символов19934
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 256

Оценка читателей: голосов 0

1. Бунин И. А. Тень птицы (1907–1911) // Собрание сочинений в 6 т. Т. 3. М.: Художественная литература, 1987. С. 499–587.

2. Герасименко Н. А. Синтаксис дневниковых записей И. А. Бунина // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Русская филология. 2020. № 4. С. 7–14.

3. Ефремов Е. А. Ассоциативные аспекты ритма лирической прозы (на материале цикла И. А. Бунина «Темные аллеи») // Научный диалог. 2012. Вып. 8. Филология. С. 88–104.

4. Зеленцова С. В. Сюжетно-композиционная функция пейзажа в рассказах И. А. Бунина (на материале произведений до 1917 года) // Ученые записки Орловского государственного университета. 2013. № 2 (52). С. 166–172.

5. Коренькова Е. В. Качественное наречие как элемент идиостиля (на материале художественной прозы И. А. Бунина и Б. К. Зайцева): дис. …канд. филол. наук / Санкт-Петербургский государственный университет. СПб., 2003. 168 с.

6. Краснова Т. В. Российская топонимия в художественной прозе И. А. Бунина. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2005. 246 с.

7. Курносова И. М. Очерки лексикологии и лексикографии языка писателей Центрального Черноземья (А. И. Эртель, И. А. Бунин, Е. И. Замятин). Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2009. 220 с.

8. Лощинская Н. В. «Уникальность», «традиция», «модернизм»: Творчество И. А. Бунина в восприятии английских и американских славистов на рубеже 1960–1970-х годов // Иван Бунин: PRO ET CONTRA. Личность и творчество Ивана Бунина в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Антология / Отв. ред. Д. К. Бурлака. СПб.: Русская христианская гуманитарная академия, 2001. С. 731–749.

9. Николина Н. А. Лингвостилистический анализ рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник» // Русская словесность. 1990. № 3. С. 79.

10. Николина Н. А. Образное слово Бунина // Русский язык в школе. 1994. № 4. С. 51.

11. Павлюченкова Т. А. Мастерство Бунина-поэта // Русский язык в школе. 2011. № 7. С. 52–55.

12. Павлюченкова Т. А. Язык поэзии И. А. Бунина и русская классическая проза // Известия Смоленского государственного университета. 2018. № 2 (42). С. 42–55.

13. Пращерук Н. В. Художественный мир прозы И. А. Бунина: язык пространства. Екатеринбург: МУМЦ «РО», НОУ «Фонд “Созидание”», 1999. 254 с.

14. Родионова Н. А. Типы портретных характеристик в художественной прозе И. А. Бунина: лингвостилистический аспект: дис. … канд. филол. наук / Самарский государственный университет. Уфа, 1999. 201 с.

15. Фигуровский И. А. О синтаксисе прозы Бунина. Синтаксическая доминанта «Темных аллей» // Русская речь. 1970. № 5. С. 63–66.

16. Шаповалова Т. Е. Номинативные предложения с детерминирующими словоформами в поэтических текстах И. А. Бунина // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Русская филология. 2020. № 4. С. 60–67.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх