Рецензия на «Словарь языка русской поэзии ХХ века». Том VIII: Смола – Толщь

 
Код статьиS013161170010741-4-1
DOI10.31857/S013161170010741-4
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва Словарь языка русской поэзии ХХ века. Том VIII: Смола – Толщь / Сост.: Л. Л. Шестакова (отв. ред.), А. С. Кулева (ред.), А. В. Гик. М.: Издательский Дом ЯСК, 2019. 992 с.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Петрозаводский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Петрозаводск
Название журналаРусская речь
ВыпускНомер 4
Страницы105-110
Аннотация

Восьмой том «Словаря языка русской поэзии ХХ века» содержит более 3500 словарных статей. Статьи включают в себя стихотворные строки из источников словаря – произведений десяти выдающихся поэтов Серебряного века: И. Анненского, А. Ахматовой, А. Блока, С. Есенина, М. Кузмина, О. Мандельштама, В. Маяковского, Б. Пастернака, В. Хлебникова, М. Цветаевой. В статьях примеры из этих авторов хронологически упорядочены; они дают возможность судить и о ритмике окружения заглавного слова, и о «приращениях смысла» в нем самом, и об истории слова в поэтическом языке эпохи. Все строки-контексты сопровождаются цифрами; в условной статье соответственно: Анн909, Ахм912, АБ914, Ес915, Куз916, ОМ918, П921, Хл921, Цв935. В необходимых случаях к заглавным формам статей и контекстам даются пометы и другие комментарии. Словарь демонстрирует разнообразие и выразительность языка поэзии и «художественную память» его слов. Обогащая наш эстетический кругозор, словарь помогает освежить в памяти давно знакомые читателям строки и обдумать их связи с множеством менее известных. Словарь адресован филологам – лингвистам и литературоведам, культурологам, а также широкому кругу любителей русской поэзии.

Ключевые словапоэтический словарь, лексический уровень художественного текста, авторский словарь, образ, троп
Получено29.09.2020
Дата публикации29.09.2020
Кол-во символов7742
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 «Словарь языка русской поэзии ХХ века» – результат масштабного проекта, который на протяжении ряда лет реализуется научными сотрудниками отдела корпусной лингвистики и лингвистической поэтики Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН (Москва) при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Выход в свет теперь широко известного в России и за ее рубежами лексикографического издания сразу же стал значительным событием культурной жизни начала 2000-х годов. Главной задачей словаря стало создание «сопоставительной эстетики авангарда» [Григорьев 2000: 739], и эту идею выдающегося исследователя модернистской поэтики В. П. Григорьева лексикографический коллектив под руководством ответственного редактора Л. Л. Шестаковой по-прежнему считает руководством к действию.
2 Словарь знакомит читателей с ассоциативно-образным потенциалом лексического уровня поэтического текста и системно представляет фонд слов и устойчивых выражений, используемых поэтами Серебряного века, чье творчество явилось вершиной эпохи русского авангарда: И. Анненским, А. Ахматовой, А. Блоком, С. Есениным, М. Кузминым, О. Мандельштамом, В. Маяковским, Б. Пастернаком, В. Хлебниковым, М. Цветаевой. Составители словаря продолжают традиции лингвопоэтического анализа «самовитого» поэтического слова, его экспрессивного потенциала, заложенные В. П. Григорьевым, автором идеи рецензируемого издания: «словарь вводит в сферу науки бесценный материал, обогащая языковую базу для различных исследований, и прежде всего для описания литературного языка ХХ в., для создания истории языка русской поэзии, для исследования принципов поэтики различных литературных направлений и школ» [Поцепня 2006: 109], как отмечала, приветствуя издание первых двух томов поэтического словаря, Д. М. Поцепня. Истории бытования слов и их «художественная память», «приращения смысла», новые добавочные «обертоны» (в терминах Б. А. Ларина [Ларин 1974: 34, 100]), традиции словоупотребления и «необычные сочетания» [Винокур 1991: 30] – все это может извлечь пользователь словаря из вокабулы, несмотря на то, что хронологически расположенные цитаты не сопровождаются толкованием контекстуальных значений внутри словарной статьи. Вокабулы демонстрируют жизнь «экспрессем» – слов, ставших фактом, иногда доминантой поэтических систем и стоящих за ними индивидуально-авторских картин мира.
3 К несомненным достоинствам рецензируемого издания можно отнести не только широкий охват разнообразных в тематическом отношении текстов, но и удачную рубрикацию вокабул, продуманную систему условных обозначений, что позволяет пользоваться словарем самому широкому кругу читателей. Открывающий восьмой том раздел «Как пользоваться словарем» рассказывает о структуре вокабулы, особенностях размещения иллюстраций-контекстов, омонимов, вариантов слова, имен собственных, составных наименований (например, имен числительных). Удобство для пользователей словаря создает обособленное от основной формы прилагательного, наречия или инфинитива размещение степеней сравнения, причастий, деепричастий. Построение статьи четко разграничивает зону значений (сведения энциклопедического или лингвистического характера: грамматические и стилистические пометы, этимологические сведения, краткие толкования – обычно при лексических единицах, отсутствующих в общедоступных словарях, – и др.), зону комментариев (необходимых пояснений к контекстам) и зону шифров.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 687

Оценка читателей: голосов 0

1. Винокур Г. О. О языке художественной литературы. М.: Высшая школа, 1991. 448 с.

2. Григорьев В. П. К поэтике и эстетике авангарда // Григорьев В. П. Будетлянин. М.: Языки славянской культуры, 2000. 737–740 с.

3. Ларин Б. А. Эстетика слова и язык писателя. Л.: Художественная литература, 1974. 285 с.

4. Поцепня Д. М. «Словарь языка русской поэзии ХХ века» и история поэтического языка // Словоупотребление и стиль писателя. Вып. 3: Межвуз. сб. / Под ред. Д. М. Поцепни. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. С. 109–118.

5. Перцов Н. В. О неоднозначности в поэтическом языке // Вопросы языкознания. 2000. № 3. С. 55–82.

6. Шестакова Л. Л. Русская авторская лексикография: Теория, история, современность. М.: Языки славянских культур, 2011. 464 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх