Художественные смыслы музыкальной терминологической лексики в лирике И. Л. Сельвинского

 
Код статьиS013161170009276-2-1
DOI10.31857/S013161170009276-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Издательство «ЛЕКСРУС»
Адрес: Россия, Москва
Название журналаРусская речь
ВыпускНомер 2
Страницы105-114
Аннотация

Лирика И. Л. Сельвинского охватывает огромный тематический диапазон и вместе с тем широкие пласты лексики, среди которых особое внимание привлекает музыкальная терминология. В лирических стихотворениях разных лет упоминаются не просто известные музыкальные жанры, формы, инструменты, но также узкопрофессиональные термины: пианиссимо, трель, минор, ноктюрн, соната, каданс, вальс, скрипичный ключ, гамма, improviso, октава, прелюд, кантилена, баритон, скерцо, пиццикато, флажолет, хорал, пассаж, триоль, шестнадцатые длительности, бемоль, три форте, до-диез минор. Музыкальная терминологическая лексика обогащает семантику поэтических аллюзий, метонимий, сравнений, метафор. По глубине осмысления музыковедческих терминов поэзия Сельвинского сопоставима с творчеством Б. Л. Пастернака, но их художественные методы различны. Поэтический мир Пастернака выстраивается на метафорических сопряжениях. Сельвинский дорожит прямыми значениями музыкальной терминологии, которые способны усилить ассоциативность подтекста, идейную антитетичность, смысловые доминанты стихотворных произведений. Терминологический аппарат музыковедения открывает Сельвинскому пути художественного освоения необычных тем и образов, а также новые нюансы поэтической полисемии и лирической экспрессии. 

Ключевые словамногообразие музыкальной терминологии, прямые значения, аллюзии, метонимии, сравнения, метафоры, контекстуальные смыслы, роль музыкальных терминов
Получено29.06.2020
Дата публикации29.06.2020
Кол-во символов19470
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 993

Оценка читателей: голосов 0

1. Кац Б. А. Пробужденный музыкой // «Раскат импровизаций…»: Музыка в творчестве, судьбе и в доме Бориса Пастернака / Составление, вступительная статья и комментарии Б. Каца. Л.: Советский композитор, 1991. С. 5–36.

2. Платек Я. М. Страна без соседей (Борис Пастернак) // Платек Я. М. Верьте музыке. М.: Советский композитор, 1989. С. 189–246.

3. Сельвинский И. Л. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1. М.: Художественная литература, 1971. 711 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх