«A JOURNEY THROUGH THE LAND OF VARIOUS DREAMS OF THE RUSSIAN DREAMING WRITERS»

 
PIIS013160950028632-9-1
DOI10.31860/0131-6095-2023-4-265-266
Publication type Review
Source material for review Wozniak Anna. Два мира: Сны и онирические мотивы в русской литературе XIXXX веков / Dwa swiaty: Sny I motywy oniryczne w literaturze rosyjskiej XIX-XX wieku. Lublin: Wydawnictwo Werset, 2022. 330 s.
Status Published
Authors
Occupation: Chief Researcher
Affiliation: Institute of Russian Literature (Pushkinskij Dom), Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation,
Journal nameRusskaia literatura
Edition4
Pages265-266
Abstract

[Review:] Wozniak Anna. Dva mira: Sny i oniricheskie motivy v russkoi literature XIX-XX vekov / Dwa swiaty: Sny i motywy oniryczne w literaturze rosyjskiej XIX-XX wieku. Lublin: Wydawnictwo Werset, 2022. 330 s.

Keywords
Received17.11.2023
Publication date30.11.2023
Number of characters6157
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 DOI: 10.31860/0131-6095-2023-4-265-266
2 © А. М. ГРАЧЕВА
3 «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ РАЗНООБРАЗНЫХ СНОВИДЕНИЙ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ-СНОВИДЦЕВ»1 1. * Wozniak Anna. Два мира: Сны и онирические мотивы в русской литературе XIX-XX веков / Dwa swiaty: Sny i motywy oniryczne w literaturze rosyjskiej XIX-XX wieku. Lublin: Wydawnictwo Werset, 2022. 330 s.
4 Монография Анны Возняк — авторитетного специалиста по русской литературе XIX и XX веков, профессора emeritus Католического университета Люблина имени Иоанна Павла II — раскрывает существенные параметры онейрического «кода» русской литературы Нового времени. Теме снов в произведениях российских классиков посвящено значительное количество литературоведческих трудов, разных как по объему, так и по глубине научного анализа. Однако адекватное изучение отражения и изображения литературных сновидений требует междисциплинарного подхода: соединения теорий и методологий филологии, философии, культурологии, психологии, психиатрии да и, наконец, авторского «бессознательного», т. е. художественного чутья. Парадоксально, что в практике исследования сновидений в русской литературе есть только один уникальный прецедент, соответствующий необходимым критериям и созданный не ученым, а писателем. Имеется в виду авангардная книга А. М. Ремизова «Огонь вещей: Сны и предсонье. Гоголь. Пушкин. Лермонтов. Тургенев. Достоевский».2 По своей структуре это — сложный по составу, но концептуально завершенный коллаж, образованный из текстов разнообразных малых форм (эссе, статей, миниатюр). В этой книге, представляющей собой единое, эстетически самодостаточное художественное целое, автор изложил свои взгляды на семантику и поэтику сновидений в произведениях русских классиков. При этом он рассматривал их как жанр, как прием, как проявление психологии и психопатологии автора. В «Огне вещей» Ремизов выступил одновременно как бы во многих ипостасях: писателя, ученого-филолога, философа, психоаналитика. 2. Ремизов А. Огонь вещей: Сны и предсонье. Гоголь. Пушкин. Лермонтов. Тургенев. Достоевский. Париж, 1954.
5 Возвращаясь к анализу монографии, надо отметить, что Возняк — один из самых авторитетных современных исследователей творчества Ремизова, автор посвященных ему статей и монографий.3 Уникальность новой книги заключается в том, что в ней Возняк использует и фактически развивает далее методологию, созданную и апробированную Ремизовым в книге «Огонь вещей», применив и «адаптировав» ее к области научного изучения онейрических опытов русских писателей. 3. Wozniak A. 1) Tradycja ruska wedlug Aleksego Riemizowa. Lublin, 1996; 2) Aleksy Riemizow na rozdrozach literatury. Studia i szkice o tworczosci pisarza. Lublin, 2015.
6 В первой главе «Теоретические установки и концепции на тему сна и сновидений» автор монографии определяет и обосновывает базовую установку своего исследования — использование психоаналитических, философских, семиотических, филологических методов анализа сновидений, и в том числе особо останавливается на онейрической концепции Ремизова. Возняк кратко, но глубоко разбирает концепцию этого «знатока и оригинального теоретика сновидческого литературного искусства», который пытался «определить онтологическую природу и феномен сновидения» (с. 39). Далее, в главах, посвященных литературе XIX века, автор почти точно идет вслед за Ремизовым, вычленяя фактически ту же магистральную «линию» писателей-сновидцев XIX столетия (А. С. Пушкин — Н. В. Гоголь — Ф. М. Достоевский — И. С. Тургенев). В этой части монографии примечательна своеобразная «перекличка» исследовательницы с автором «Огня вещей». Зачастую используя его приемы художественного анализа текста и многократно ссылаясь на своего предшественника, Возняк рассматривает уже иные сновидения тех же писателей-классиков, что добавляет новые составляющие в понимание природы онейрической стороны их творчества.

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 123

Readers community rating: votes 0

Система Orphus

Loading...
Up