ДВОЙНОЕ ЗРЕНИЕ

 
Код статьиS013160950027205-9-1
DOI10.31860/0131-6095-2023-3-243-246
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва Степанян-Румянцева Е. В. Глазами текста. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2022. 312 с.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Главный научный сотрудник
Аффилиация: Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Адрес: Российская Федерация,
Название журналаРусская литература
ВыпускНомер 3
Страницы243-246
Аннотация

Рец. на: Степанян-Румянцева Е. В. Глазами текста. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2022. 312 с.

Ключевые слова
Получено19.08.2023
Дата публикации02.09.2023
Кол-во символов18324
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 DOI: 10.31860/0131-6095-2023-3-243-246
2 © В. А. Котельников
3 Двойное зрение1 1. * Степанян-Румянцева Е. В. Глазами текста. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2022. 312 с.
4 В новой книге Е. В. Степанян-Румянцевой «Глазами текста» мы находим две особенности, которые выделяют ее в ряду современных гуманитарных исследований. Во-первых, здесь действуют, можно сказать, два зрения: филологическое и искусствоведческое. В сложном организме текста активируется зрительный аппарат — и текст видит людей, вещи, краски, обозревает пространство, а автор книги видит текст, все это созерцающий и отражающий, семантика текста при этом существенно расширяется. Во-вторых же, в книге необычайно разнообразен охватываемый таким двойным зрением материал литературы и изобразительного искусства. Взгляд автора обращается на творчество Б. Л. Пастернака, Н. А. Заболоцкого, А. А. Вознесенского, Ф. М. Достоевского, И. А. Бродского, А. П. Чехова, М. М. Шварцмана, К. Лоррена, К. Коро, П. Н. Филонова, И. И. Левитана, К. А. Коровина, Б. А. Диодорова, Н. Ю. Родионовской и других.
5 В самом начале книги Степанян-Румянцева по поводу колористического эффекта в полотне О. В. Розановой «Зеленая полоса» высказывает одно из исходных положений своего исследования. О произведенном картиной впечатлении она верно замечает: «Дело в том, что чувственное восприятие не совсем уж бессознательно, не бессловесно, оно сообщает своему носителю нечто важное, содержательное, как бы обходясь (в данном конкретном случае) без языка ясных, привычных, легко читаемых форм» (с. 7). И, призывая на помощь суждение П. Клоделя об изумруде, заключает: «Получается, что даже отдельно взятый цвет, причем авангардно примененный, выплеснувшийся за пределы традиционной изобразительной формы, может говорить, более того — проповедовать! Так обстоит дело с цветом, только одним элементом живописи — правда, необыкновенно действенным и мощным. Что говорить тогда о достоверно переданной форме? Форма — это уже своего рода сюжет, уже рассказ. Яблоко, хлеб, дерево, тем более — человеческое лицо и фигура повествовательны, более того — красноречивы» (с. 7-8).
6 Автор указывает и на примеры непосредственного изобразительно-выразительного эффекта текста — начиная уже с его размера («малая форма, большая форма», «массивы периодов» у М. Пруста) и кончая самой графикой текста, прямо предъявляющей себя как артобъект, несущий в себе особые значения. Примеров таких множество: «столбцы» Заболоцкого, «лесенки» ступенчатого стиха Маяковского, изопы Вознесенского и прочие подобные. Мы можем еще вспомнить и иллюзивное превращение текста «Черного снега» в сценическую картинку — не плоскую иллюстрацию, а объемное изображение, так что булгаковский Максудов был уверен, что его кошка стала бы скрести буквы на странице, увлеченная этой игрой с текстом.2 2. Булгаков М. А. Записки покойника (Театральный роман) // Булгаков М. А. Собр. соч.: В 5 т. М., 1990. Т. 4. С. 434.
7 Вооруженная двойным зрением, Степанян-Румянцева движется сквозь русскую поэзию и прозу разных эпох, разных жанров, разной топики, следуя своим аналитическим взглядом за взглядом текста на мир.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 152

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх