ПЕРВАЯ ПОЛНАЯ БИОГРАФИЯ А. А. ФЕТА

 
Код статьиS013160950024569-9-1
DOI10.31860/0131-6095-2023-1-271-273
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва Макеев М. С. Афанасий Фет. М.: Молодая гвардия, 2020. 443 с. (сер. «Жизнь замечательных людей»).
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация,
Название журналаРусская литература
ВыпускНомер 1
Страницы271-273
Аннотация

Рец. на: Макеев М. С. Афанасий Фет. М.: Молодая гвардия, 2020. 443 с. (сер. «Жизнь замечательных людей»).

Ключевые слова
Получено25.02.2023
Дата публикации01.03.2023
Кол-во символов9665
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1

© М. В. Отрадин

2 ПЕРВАЯ ПОЛНАЯ БИОГРАФИЯ А. А. ФЕТА1 1. * Макеев М. С. Афанасий Фет. М.: Молодая гвардия, 2020. 443 с. (сер. «Жизнь замечательных людей»).
3 Книга профессора МГУ М. С. Макеева «Афанасий Фет» издана в знаменитой серии «Жизнь замечательных людей», которая, как известно, ориентирована не столько на узкопрофессиональную, сколько на широкую культурную аудиторию. Однако по ряду признаков есть основания не относить новую фетовскую биографию к категории научно-популярных изданий. Дело не только в том, что здесь даны 664 ссылки на источники, но прежде всего в уровне затронутых проблем. Автор осмысляет накопленные фетовианой за последние десятилетия научные знания. Особенно значимыми в этом ряду оказываются публикации переписки Фета с некоторыми современниками (Н. Н. Страховым, В. П. Боткиным, Я. П. Полонским, великим князем Константином Константиновичем (К. Р.), С. А. Толстой), вошедшие в 103-й том «Литературного наследства» («А. А. Фет и его литературное окружение»). В целом же книга рассчитана на подготовленного читателя. Порой даже достаточно искушенного. Например, чтобы уяснить, чем объясняется фетовское неприятие «гегелевских абстракций» или каково было воздействие на поэта идей Шеллинга.
4 В поле зрения исследователя оказывается все многообразие творчества Фета: лирика, проза, переводы, литературная критика, публицистика, мемуары. Трудность, с которой столкнулся биограф, очевидна: все-таки еще недостаточная изученность литературного наследия Фета и его личной жизни как смысла и содержания особой сферы деятельности. Биография писателя неизбежно оказывается и повествованием о внешних фактах его существования, и рассказом о том, каким был путь души, и, в той или иной степени, высказыванием о его творчестве. То, что жизнь Фета окружена множеством легенд, было осознано литературоведами давно. Полвека назад В. В. Кожинов утверждал, что «многие легенды о Фете ныне развеяны или подорваны».2 Эти «легенды» (сейчас чаще пишут о «мифах») оказались довольно стойкими, и автор биографии это учитывает. 2. Кожинов В. В. Книга о русской лирической поэзии XIX века. М., 1978. С. 177.
5 Я. П. Полонский однажды заметил Фету: «По твоим стихам невозможно написать твоей биографии».3 Хорошо знавший поэта с молодых лет Ап. Григорьев назвал его жизнь «положительно-мечтательной».4 Об антитезе «поэт Фет — фермер Шеншин» было много сказано еще современниками. Уже в XX веке Ю. И. Айхенвальд сформулировал как бы давно доказанное: «Писатель как человек и писатель как художник — это разные личности Что прибавляет к Фету Шеншин Биография ничего не разъясняет…»5 Подтверждение своей раздвоенности дает как бы и сам Фет. В письме В. П. Боткину (1861) он сообщает о своих хозяйственных заботах: «Я люблю, и очень люблю природу, но мне теперь, в настоящее время она пугало Я или жду, или боюсь дождя».6 Дождь в этом случае — подробность не только хозяйственной, но и творческой жизни. «Фет, — читаем в биографии, — не писал лирики три года» (с. 257). Но к нему приходит вдохновение другого рода: он с увлечением создает цикл очерков под названием «Из деревни. Заметки о вольнонаемном труде». И далее Макеев повествует о том, как упорное и успешное фермерство позволило Фету возвратиться в литературу, которая не является профессией для человека, «не зависящего от гонораров» (с. 329). Читатель понимает, что антитеза «поэт — фермер» может иметь другой ракурс, другую глубину и смысл. 3. Лит. наследство. 2008. Т.103: А. А. Фет и его литературное окружение. Кн. 1. С. 869.

4. Григорьев А. Письма. М., 1999. С. 398.

5. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М., 1994. С. 23.

6. Лит. наследство. Т. 103. Кн. 1. С. 304.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 192

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх