СКУЛЬПТУРНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ АЛЕКСАНДРА I И СТИХОТВОРЕНИЕ А. С. ПУШКИНА «К БЮСТУ ЗАВОЕВАТЕЛЯ»

 
Код статьиS013160950020377-8-1
DOI10.31860/0131-6095-2022-2-124-135
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: докторант
Аффилиация: Тартуский университет
Адрес: Эстония,
Название журналаРусская литература
ВыпускНомер 2
Страницы124-135
Аннотация

Статья посвящена бюстам Александра I и поэтической рецепции скульптурного портрета в России первой трети XIX века. Рассмотрение этого скульптурного жанра в политико-культурной перспективе в сочетании с изучением русских стихов на бюсты помогает выявить множество противоречий, сопутствующих формированию образа русского императора в скульптуре. Наиболее глубоким поэтическим откликом на эти противоречия оказывается «К бюсту Завоевателя» А. С. Пушкина.

Ключевые словабюсты Александра I, «К бюсту Завоевателя» А. С. Пушкина, репрезентация Александра I, скульптурный портрет, стихи на бюсты, Александр I и Наполеон.
Получено27.05.2022
Дата публикации01.06.2022
Кол-во символов45067
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 332

Оценка читателей: голосов 0

1. Альтшуллер М. Г. Между двух царей: Пушкин 1824-1836. СПб., 2003.

2. Арнасон Г. Г. Скульптура Гудона / Пер. П. В. Мелковой. М., 1982.

3. Брагинская Н. В. Экфрасис как тип текста (к проблеме структурной классификации) // Славянское и балканское языкознание. Карпато-восточные параллели. Структура балканского текста. М., 1977.

4. Гаспаров Б. М. Поэтический язык Пушкина как факт истории русского языка. Вена,1992.

5. Живов В. М., Успенский Б. А. Царь и бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) // Успенский Б. А. Избр. труды. М., 1996. Т. 1.

6. Зорин А. Л. Кормя двуглавого орла... Русская литература и государственная идеология в последней трети XVIII - первой трети XIX века. М., 2001.

7. Карпова Е. В. Иван Мартос. Известный и неизвестный.: портрет в творчестве скульптора. СПб., 2005.

8. Карпова Е. В. Произведения изобразительного искусства в стихах и письмах Дмитриева // Иван Иванович Дмитриев (1760-1837): Жизнь. Творчество. Круг общения. СПб., 2010.

9. Карчева Е. И. Западноевропейская скульптура XIX-XX веков: каталог коллекции. СПб., 2016.

10. Кибальник С. А. Русская антологическая поэзия первой трети XIX века. Л., 1990.

11. Кириченко Е. И. Вандомская колонна в Париже и Александровский столп в Петербурге: символика уподоблений и противопоставления // Россия и Франция XVIII-XX века. М., 1995.

12. Кириченко Е. И. Запечатленная история России: В 2 т. М., 2001. Т. 2.

13. Кока Г. М. Стихотворение "К бюсту завоевателя" // Пушкин. Исследования и материалы. М.; Л., 1958. Т. 2.

14. Кошелев В. А. Пропущенное "болдинское" стихотворение Пушкина // Учен. зап. / Музей-заповедник А. С. Пушкина "Болдино". Арзамас; Большое Болдино, 2018. Вып. 6.

15. Левкович Я. Л. К бюсту Завоевателя // Пушкинская энциклопедия. СПб., 2012. Вып. 2.

16. Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин": комментарий. Л., 1983.

17. Проскурина В. Ю. Мифы Империи: Литература и власть в эпоху Екатерины II. М., 2006.

18. Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: [В 16 т.]. [М.; Л.], 1949. Т. 12.

19. Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 20 т. СПб., 2016. Т. 2. Кн. 2.

20. Рязанцев И. В. Московский маскарад "Торжествующая Минерва" и Екатерина II в зеркале античной мифологии // Рязанцев И. В. Российская дань классике. М., 2018.

21. Рязанцев И. В. Скульптура в России: XVIII - начало XIX века. М., 2003.

22. Уортман Р. С. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии. М., 2002. Т. 1 (сер. "Материалы и исследования по истории русской культуры"; вып. 8).

23. Bainbridge S. Battling Bonaparte after Waterloo: Re-enactment, Representation and 'The Napoleon Bust Business' // Tracing War in British Enlightenment and Romantic Culture. New York, 2015.

24. Coutu J. Persuasion and Propaganda: Monuments and the Eighteenth-Century British Empire. Montreal et al., 2006.

25. Hagstrum J. H. The Sister Arts: The Tradition of Literary Pictorialism and English Poetry from Dryden to Gray. Chicago; London, 1958.

26. Hubert G. La sculpture dans l'Italie napoleonienne. Paris, 1964.

27. Hubert G. Les sculpteurs italiens en France sous la Revolution, l'Empire et la restauration 1790-1830. Paris, 1964.

28. Johns Ch. M. S. Portrait Mythology: Antonio Canova's Portraits of the Bonapartes // Eighteenth-Century Studies. 1994. Vol. 28. № 1.

29. Lentz T., Leroy-Jay Lemaistre I., Dion-Tenenbaum A., Laveissiere S. Napoleon et le Louvre. Paris, 2004.

30. McClellan A. The Life and Death of a Royal Monument: Bouchardon's Louis XV // Oxford Art Journal. 2000. Vol. 23. № 2.

31. Milano R. The Portrait Bust and French Cultural Politics in the Eighteenth Century. Leiden; Boston, 2015.

32. Scherf G. Jean-Jacques Rousseau et la revolution: les avatars d'un representation sculptee // Jean-Jacques Rousseau et son image sculptee 1778-1798. Lyon, 2012.

33. Thompson V. E. The Creation, Destruction and Recreation of Henri IV: Seeing Popular Sovereignty in the Statue of a King // History and Memory. 2012. Vol. 24. № 2.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх