«ЭКОСИСТЕМЫ СЮЖЕТОВ»: ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И КОГНИТИВНЫЕ МОДЕЛИ В СОВРЕМЕННОЙ ФОЛЬКЛОРИСТИКЕ

 
Код статьиS013160950018735-2-1
DOI10.31860/0131-6095-2022-1-14-29
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник; профессор
Аффилиация:
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Европейский Университет в Санкт-Петербурге
Адрес: Российская Федерация,
Название журналаРусская литература
ВыпускНомер 1
Страницы14-29
Аннотация

Статья посвящена одной из ключевых проблем фольклористики — причинам семантической и синтагматической устойчивости повествовательных сюжетов. Влиятельные фольклористические теории XX века в целом не предлагают однозначного и последовательного ответа на этот вопрос. Новые перспективы для понимания процессов культурно-исторической трансмиссии сюжетов предоставляет так называемая теория мемов. С точки зрения меметического подхода, жизнеспособность тех или иных повествовательных сюжетов определяется не устойчивой семантикой или «историческими корнями», а высокой «когнитивной адаптивностью», с одной стороны, и широкими возможностями для социального использования — с другой. Примеры из современной массовой культуры, в частности — распространение так называемого «пирога счастья», позволяют говорить даже о своего рода симбиозе мемов и биологических организмов. В статье обсуждаются возможности развития теории мемов в контексте акторно-сетевого подхода, антропологии эмоций и когнитивных исследований.

Ключевые словатрансмиссия повествовательных сюжетов, теория мемов, антропология эмоций, когнитивные исследования, круговые письма, современная легенда.
Получено20.02.2022
Дата публикации01.03.2022
Кол-во символов55870
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 439

Оценка читателей: голосов 0

1. Бессонов И. А. Традиция передачи «святого хлеба» и «пирога счастья» в XX–XXI вв. // Живая старина. 2011. № 3.

2. Борисов С. Б. Современные разновидности русских женских коммуникативно-магических практик // Шадринская старина 2000: Краеведческий альманах. Шадринск, 2000. Вып. 8.

3. Вахштайн B. Пересборка повседневности: беспилотники, лифты и проект ПкМ-4 // Логос. 2017. Т. 27. № 2.

4. Дандес А. Фольклор: семиотика и/или психоанализ. М., 2003.

5. Кербелите Б. Неосуществленная идея классификации сказок (Заметки о «Морфологии сказки» В. Я. Проппа) // Неизвестные страницы русской фольклористики / Отв. ред. А. Л. Топорков. М., 2015.

6. Кербелите Б. Поиски обряда в сказках (заметки о книге В. Я. Проппа) // Consortium omnis vitae. Сборник статей к 70-летию профессора Ф. П. Федорова. Daugavpils, 2009.

7. Кирзюк А. А. Сюжет — это симптом? Как фольклористы изучают городские легенды // Фольклор и антропология города. 2018. Т. I. № 1.

8. Мелетинский Е. М. Структурно-типологическое изучение сказки // Пропп В. Я. Морфология сказки. 2-е изд. М., 1969.

9. Меррилл Дж. Фольклористические основания книги Виктора Шкловского «О теории прозы» // Новое литературное обозрение. 2015. № 3 (113).

10. Новик Е. С. Система персонажей волшебной сказки // Структура волшебной сказки. М., 2001.

11. Пропп В. Я. Морфология сказки. 2-е изд. М., 1969.

12. Путилов Б. Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. Л., 1976.

13. Радченко Д. Одно абсолютно счастливое письмо: к вопросу о распространении фольклора в Интернете // Антропологический форум. 2013. № 18.

14. Социология вещей: Сб. статей / Под ред. В. Вахштайна. М., 2006.

15. Терешина Д. «Сострадательный капитализм» и его «речевые жанры»: (вос)производство «историй успеха» в сетевом маркетинге // Изобретение религии: десекуляризация в постсоветском контексте. СПб., 2015.

16. Топорков А. Л. Заключение // Сисиниева легенда в фольклорных и рукописных традициях Ближнего Востока, Балкан и Восточной Европы / Отв. ред. А. Л. Топорков. 2-е изд. М., 2017.

17. Топорков А. Л. Ранние статьи В. Б. Шкловского и учебник М. Н. Сперанского «Русская устная словесность» // Известия РАН. Сер. литературы и языка. 2016. Т. 75. № 2. С. 60–65.

18. Чистов К. В. В. Я. Пропп: легенды и факты // Советская этнография. 1981. № 6.

19. Шкловский В. Б. О теории прозы. М., 1929.

20. Aunger R. The Electric Meme: A New Theory about How We Think. New York, 2002.

21. Bennet G. Bodies: Sex, violence, decease, and death in contemporary legend. Jackson, Mississippi, 2005.

22. Blackmore S. The Meme Machine. Oxford, 1999.

23. Bloch M. A well-disposed social anthropologist’s problems with memes // Darwinizing Culture: The Status оf Memetics as a Science / Ed. by R. Aunger. Oxford, 2000.

24. Boyer P. Religion Explained. The Human Instincts that Fashion Gods, Spirits and Ancestors. London, 2002.

25. Correll T. C. «You Know about Needle Boy, Right?» Variation in Rumors and Legends about Attacks with HIV-Infected Needles // Western Folklore. 2008. Vol. 67. № 1.

26. Darwinizing Culture: The Status оf Memetics as a Science / Ed. by R. Aunger. Oxford, 2000.

27. Dawkins R. The Selfish Gene. 2nd ed. Oxford, 2006.

28. Degh L. Legend and Belief. Dialectics of a Folklore Genre. Bloomington; Indianapolis, 2001.

29. Degh L., Vazsonyi A. The hypothesis of multi-conduit transmission in folklore // Folklore: Performance and communication / Ed. D. Ben-Amos, K. S. Goldstein. Paris, 1975.

30. Distin K. The Selfish Meme: A Critical Reassessment. Cambridge et al., 2005.

31. Douglas М. Red Riding Hood: An Interpretation from Anthropology // Folklore. 1995. Vol. 106.

32. Ellis B. Aliens, Ghosts, and Cults. Jackson, Mississippi, 2003.

33. Eriksson K., Coultas J. C. Corpses, Maggots, Poodles and Rats: Emotional Selection Operatin in Three Phases of Cultural Transmission of Urban Legends // Journal of Cognition and Culture. 2014. Vol. 14.

34. Goodenough O. R., Dawkins R. The ‘St Jude’ mind virus // Nature. 1994. Vol. 371. Sept. 1.

35. Heath Ch., Bell Ch., Sternberg E. Emotional Selection in Memes: The Case of Urban Legends // Journal of Personality and Social Psychology. 2001. Vol. 81. № 6.

36. Heyd Th. Email Hoaxes: Form, Function, Genre Ecology. Amsterdam, 2008.

37. Koven M. J. Film, Folklore, and Urban Legends. Lanham; Maryland; Toronto; Plymouth; UK, 2008.

38. Leavitt J. Meaning and Feeling in the Anthropology of Emotions // American Ethnologist. 1996. Vol. 23. № 3.

39. Norenzayan A., Atran S., Faulkner J., Schaller M. Memory and Mystery: The Cultural Selectio of Minimally Counter-intuitive Narratives // Cognitive Science. 2006. Vol. 30.

40. Ong W. J. Orality and Literacy: the Technologizing of the Word. 30th anniversary ed. With additional chapters by J. Hartley. New York, 2012.

41. Oring E. Legendry and the Rhetoric of Truth // Journal of American Folklore. 2008. Vol. 121 (480).

42. Oring E. Memetics and Folkloristics: The Applications // Western Folklore. 2014. Vol. 73. № 4.

43. Oring E. Memetics and Folkloristics: The Theory // Western Folklore. 2014. Vol. 73. № 4.

44. Pike K. L. Language in Relation to a Unified Theory of the Structure of Human Behavior. Glendale, CA, 1954. Part 1. Summer Institute of Linguistics.

45. Rosenwein B. Problems and Methods in the History of Emotions // Passions in Context. 2010. Vol. 1. № 1.

46. Seljamaa E.-H. Remarks on the Historic-geographic Method and Structuralism in Folklore Studies: the Puzzle of Chain Letters // Journal of Ethnology and Folkloristics. 2008. № 1.

47. Sorensen J. Acts that work: A cognitive approach to ritual agency // Method and Theory in the Study of Religion. 2007. T. 19 (3–4).

48. Sperber D. Explaining Culture: A Naturalistic Approach. Oxford, 1996.

49. Stubbersfield J. M., Tehrani J. J. Expect the Unexpected? Testing for Minimally Counterintuitive (MCI) Bias in the Transmission of Contemporary Legends: A Computational Phylogenetic Approach // Social Science Computer Review. 2013. Vol. 31. № 1.

50. Stubbersfield J. M., Tehrani J. J., Flynn E. J. Chicken Tumours and a Fishy Revenge: Evidence for Emotional Content Bias in the Cumulative Recall of Urban Legends // Journal of Cognition and Culture. 2017. Vol. 17.

51. Stubbersfield J. M., Tehrani J. J., Flynn E. G. Serial killers, spiders and cybersex: Social and Survival Information in the Transmission of Urban Legends // British Journal of Psychology.

52. 2015. Vol. 106. 52. Toporkov A. L. St Sisinnius’ Legend in Folklore and Handwritten Traditions of Eurasia and Africa (Outcomes and Perspectives of Research) // Studia Litterarum. 2019. Т. 4. № 2.

53. Yarbrough E. Kombucha Culture: An Ethnographic Approach to Understanding the Practice of Home-Brew Kombucha in San Marcos, Texas: Master of Applied Geography Degree. San Marcos, TX, 2017 (https://digital.library.txstate.edu/handle/10877/6756).

54. Zipes J. D. The Irresistible Fairy Tale: The Cultural and Social History of a Genre. Princeton, Oxford, 2012.

55. Zipes J. D. What Makes a Repulsive Frog So Appealing: Memetics and Fairy Tales // Journal of Folklore Research. 2008. Vol. 45. № 2.

56. Zipes J. D. Why Fairy Tales Stick: The Evolution and Relevance of a Genre. New York, 2006.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх