РУССКАЯ КРИТИКА КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

 
Код статьиS013160950015191-4-1
DOI10.31860/0131-6095-2021-2-254-255
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва Егоров Б. Ф. О мастерстве литературной критики. Жанры, композиция, стиль. 2-е изд., испр. М.: Юрайт, 2019. 231 с.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: зав. кафедрой истории русской литературы и журналистики факультета журналистики
Аффилиация: МГУ им. М. В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация,
Название журналаРусская литература
ВыпускНомер 2
Страницы254-255
Аннотация

Рец. на: Егоров Б. Ф. О мастерстве литературной критики. Жанры, композиция, стиль. 2-е изд., испр. М.: Юрайт, 2019. 231 с.

Ключевые слова
Получено23.05.2021
Дата публикации04.06.2021
Кол-во символов6624
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 DOI: 10.31860/0131-6095-2021-2-254-255
2 © Е. И. Орлова
3 РУССКАЯ КРИТИКА КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ1 1. Егоров Б. Ф. О мастерстве литературной критики. Жанры, композиция, стиль. 2-е изд., испр. М.: Юрайт, 2019. 231 с.
4 Книга Б. Ф. Егорова о русской критике выпущена в серии «Антология мысли», и это символично: не только герои книги — русские критики XVIII — начала ХХ века, — но и сам автор уже давно и по праву считается классиком культурологии, истории русской литературы и неразрывно связанной с ней истории журналистики.
5 Егоров начинает с самой трудной, как он и сам признается, проблемы: это национальное своеобразие русской критики. Трудности здесь двоякого рода. С одной стороны, чтобы не быть голословным, нужно знать не только русскую, но и критику других национальных литератур, точно представляя себе литературное и эстетическое развитие как минимум европейских стран. С другой стороны, сам исследователь «принадлежит к определенной национальной культуре, находится внутри ее, поэтому невольно точка зрения человека этой культуры отражается в анализе» (с. 4). Славянофилы, пишет Егоров, ставили именно это себе в заслугу, но автор данной книги, как мы видим, позволить себе такого не может. И приведя краткий, но емкий обзор литературы западных ученых о русской критике, он характеризует ее на широком материале движения самой истории России. Конечно, в центре исследования — русский XIX век: именно в это время русская литература, собственно, и входит в контекст мировой, становится ее частью, причем самой заметной.
6 Но, вчитываясь в спокойный, объективный, не изобилующий превосходными степенями стиль автора, все же не перестаешь удивляться, как возможно было в 1981 году первое издание книги Егорова. Например, как бы невзначай он пишет о том, что на протяжении XIX века в России «по крайней мере трижды создавались такие исторические условия, когда многие слои образованного общества, да иногда и простого народа, заражались иллюзией национального единства, всеобщей сплоченности вокруг общих интересов <...> Интересно, однако, что иллюзии развеивались от события к событию, и следующая эпоха оставляла в лагере опьяненных иллюзией все меньше и меньше приверженцев» (с. 11). А вместе с тем радикализм, вероятно заложенный в русском менталитете, проявил себя и в литературной критике, тем более, по извечным российским условиям, теснейшим образом связанной с общественной мыслью. Когда журналистика называлась и была «срочной словесностью», а литература (и вместе с ней печатные повременные издания) — едва ли не единственной трибуной («кафедрой», как сказал Гоголь о театре), которая порой оказывалась шаткой, поскольку журнал мог быть в любую минуту закрыт, — тогда критика становилась частью не только литературы, но и публицистики. Вот как пишет об особенностях русского мышления Егоров: «.все русские революционеры домарксистского периода, от Радищева и декабристов до народников включительно, верили, что, за исключением крайне узкой правящей верхушки и отдельных отщепенцев в средних и низших слоях общества, нация в целом заинтересована в радикальных преобразованиях, то есть что существуют общенациональные цели и интересы» (с. 11).

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 335

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх