РАЗГАДКА ТАЙН Н. В. ГОГОЛЯ

 
Код статьиS013160950010991-4-1
DOI10.31860/0131-6095-2020-3-259-260
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва .Манн Ю. В. Н. В. Гоголь: тайны биографии и тайны творчества. М.:РГГУ, 2019.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заведующий кафедрой
Аффилиация: Московский государственный университета имени М. В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация,
Название журналаРусская литература
ВыпускНомер 3
Страницы259-260
Аннотация

Рец. на: Манн Ю. В. Н. В. Гоголь: тайны биографии и тайны творчества. М.:РГГУ, 2019. 143 с.

Ключевые слова
Получено24.08.2020
Дата публикации01.09.2020
Кол-во символов6069
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 DOI: 10.31860/0131-6095-2020-3-259-260 © О. А. Клинг РАЗГАДКА ТАЙН Н. В. ГОГОЛЯ1 1. * Манн Ю. В. Н. В. Гоголь: тайны биографии и тайны творчества. М.: РГГУ, 2019. 143 с.
2 Юрий Владимирович Манн — ведущий гоголевед. Рецензируемая книга вышла к 90летнему юбилею ученого. Но исследователь не перестает удивляться Гоголю, ищет разгадки все новых и новых его тайн: «Ни к кому так часто не применяется слово „тайна“, таинственный, как к Гоголю» (с. 101). Манн пишет: «в противоречии — признании великого значения Гоголя для России и непризнании такового для западного мира (как видим, непризнании неоправдавшемся) — скрыт один из величайших парадоксов русского писателя» (с. 7). Это проиллюстрировано в первой главе на примере повести «Нос», которую многие (да и сам Гоголь) воспринимали как шутку. Но она приобрела мировое значение. Несмотря на множество предшественников Гоголя (от Гофмана, Рабле до Сервантеса и др.), «рассмотрение повести в контексте мировой литературы привело к осознанию ее исключительной оригинальности» (с. 21). Парадокс «Носа» проявляется еще и в том, что эта повесть по-новому раскрывается в сопоставлении с «Превращением» Кафки, абсурдизмом и сюрреализмом в западной литературе XX века.
3 Манн считает «смелое сравнение Подколесина с Гамлетом» (с. 14) у А. А. Григорьева ключом к новому пониманию гоголевской «Женитьбы». Правда, Григорьев противопоставлял двух этих героев, а Манн пишет: «Главный герой „Женитьбы“ может быть и может не быть Гамлетом» — и отмечает «неустойчивость, изменяемость, переменчивость» (с. 41) связей и поступков героя. Автор указывает на разные грани гоголевского комедийного мира. «Мир персонажей как нечто тривиальное, мелкое и пошлое. И в противовес всему этому — человеческое, гуманное, естественное» (там же). И в этом тайна не только гоголевского Подколесина, но и его творчества в целом. Манн перекидывает мостик от Гоголя к Кьеркегору. Их связи он характеризует словами: «таинственная невстреча» (с. 44). Гоголя и Кьеркегора объединяет «заход за некую незнакомую, незнаемую границу», где «страх страшнее страха. Пессимизм отчаяния пессимистичнее пессимизма» (с. 45).
4 Город, который, по мнению Манна, открыл в литературе именно Гоголь, исследуется в двух главках. Ссылаясь на юнговское объяснение мифологемы города женским началом, автор книги пишет: «Город — и как невеста, ее можно увлечь, обольстить, покорить. В „Ревизоре“ в роли покорителя и обольстителя выступил... Хлестаков! Хотя он так и не понял смысла и причины своей „победы“» (с. 59). Исследователь вспоминает еще одну мифологему Иоанна Златоуста — город как внутренний мир человека, как образ души. Это касается и гоголевской повести «Рим», где ученый видит город «как прибежище поэзии, вдохновения, бескорыстного служения искусству» (с. 74), в то же время отмечает «связанный с Римом культ женщины-красавицы, ее чарующей силы любви и чувственной энергии» (с. 75). Манн считает, однако, что Гоголь разрушает в финале повести «Рим» эту типологию. Тем не менее исследователь в споре с Андреем Белым подчеркивает: «Прошлое погружается в вечность, настоящее переходит во „вневременное измерение“» (с. 80). Город поставил перед Гоголем вопрос о границах искусства: « Нет границы развитию языка, степени проникновения его в бытие мироздания» (с. 72).

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 523

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх