ПОЭТИКА АГОНИИ И ПРАКТИКИ ГЕНИЯ: ПЕРЕВОД А. С. ПУШКИНА «ИЗ А. ШЕНЬЕ» КАК ОПЫТ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ

 
Код статьиS013160950009785-7-1
DOI10.31860/0131-6095-2020-2-59-74
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Адрес: Российская Федерация,
Название журналаРусская литература
ВыпускНомер 2
Страницы59-74
Аннотация

На материале конкретного сюжета — исследования перевода А. С. Пушкина «Из А. Шенье» («Покров, упитанный язвительною кровью...») — статья демонстрирует, как драматическая эстетика «возвышенного» и размышления о функциях сценического пафоса второй половины XVIII — начала XIX века превращаются в инструментарий поэтического эксперимента, направленного на трансформацию пушкинских творческих стратегий.

Ключевые словаПушкин, Шенье, Шиллер, смерть Геракла, эстетика «возвышенного», трагический пафос, сценические практики, стратегии гения.
Получено22.05.2020
Дата публикации01.06.2020
Кол-во символов65185
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 770

Оценка читателей: голосов 0

1. Бабанов И. Е. "Покровенная голова Агамемнона" // Русская литература. 1979. № 4.

2. Барский О. В. "Не дай мне Бог сойти с ума": К истории создания // Московский пушкинист. М., 1998. Вып. 5.

3. Виролайнен М. Н. Посвящение "Андрея Шенье" // Виролайнен М. Н. Речь и молчание: Сюжеты и мифы русской словесности. СПб., 2003.

4. [Виролайнен М. Н., Ларионова Е. О.]. Пушкин о "Борисе Годунове" // Пушкин в прижизненной критике: 1831-1833. СПб., 2003.

5. [Георгиевский П. Е.]. Лицейские лекции (по записям А. М. Горчакова) / Публ. Б. С. Мейлаха // Красный архив. 1937. № 1 (80).

6. Глебов Гл. Философия природы в теоретических высказываниях и творческой практике Пушкина // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии. М.; Л., 1936. [Т.] 2.

7. Громбах С. М. Пушкин и медицина его времени. М., 1989.

8. Данилевский Р. Ю. Фридрих Шиллер и Россия. СПб., 2013.

9. Данилевский Р. Ю. Г. Э. Лессинг и Россия: Из истории русско-европейской культурной общности. СПб., 2006.

10. ДидроД. Парадокс об актере / Пер. с фр. Р. Линцер // Дидро Д. Эстетика и литературная критика. М., 1980.

11. Довгий О. Л. Еще раз о времени создания стихотворения "Не дай мне Бог сойти с ума" // Владикавказские Пушкинские чтения: Сб. науч. трудов. Владикавказ, 1993.

12. Жуковский В. А. Московские записки // Вестник Европы. 1809. Ч. 48. № 22.

13. Загорский М. Пушкин и театр. М.; Л., 1940.

14. Зенкин С. Н. Распространение мимесиса: Дидро и Шенье // Новое литературное обозрение. 2015. № 6 (136).

15. Кардаш Е. В. Поэтическая фразеология перевода А. С. Пушкина "Из А. Шенье": Источники и контексты // Slovene = СловЪне. 2019. T. 8. № 2.

16. Кузнецов И. С. А. С. Пушкин и А. Шенье (Опыт характеристики поэтического своеобразия стихотворения "Покров, упитанный язвительною кровью...") // Болдинские чтения [1989]. Нижний Новгород, 1991.

17. [Лессинг Г. Э.]. О пределе между живописью и поэзиею и о том, что сии искусства могут заимствовать одно от другого // Журнал изящных искусств. 1823. Ч. 1. № 5.

18. [Лессинг Г. Э.]. О трагедии (Сокращено из Лессинга) // Вестник Европы. 1816. Ч. 86. № 5.

19. Лапкина Г. А. Русская мысль конца XVIII - начала XIX века об актерском искусстве // Учен. зап. Гос. научно-исследовательского ин-та театра и музыки. Л., 1958. Т. 1.

20. Лаппо-ДанилевскийК. Ю. Лессинг и Винкельман в "Журнале изящных искусств" В. И. Григоровича // Русская литература. 2001. № 2.

21. Лаппо-Данилевский К. Ю. Об источнике одной "цитаты" (Пушкин и Винкельман) // Пушкин и его современники: Сб. науч. трудов. СПб., 2000. Вып. 2 (41).

22. Лaппо-Данилевский К. Ю. Описание Аполлона Бельведерского из "Истории искусства древности" И. И. Винкельмана и его русская судьба // "Невыразимо выразимое": Экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте. М., 2013.

23. Ларионова Е. О. Южная лирика Пушкина // Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 20 т. СПб., 2016. Т. 2. Кн. 2.

24. Лебедева О. В., Янушкевич А. С. Германия туманная // Онегинская энциклопедия. М., 1999. Т. 1.

25. Левкович Я. Л. Стихотворение Пушкина "Не дай мне Бог сойти с ума..." // Пушкин: Исследования и материалы. Л., 1982. Т. 10.

26. ЛотманЮ. М. Пушкин и М. А. Дмитриев-Мамонов // Тыняновский сборник: Четвертые тыняновские чтения. Рига, 1990.

27. Мазур Н. Н. "Ты видел деву?": Поэтика и психология романтического экфрасиса // Русская литература. 2018. № 3.

28. Мазур Н. Н. Пушкин и "московские юноши": вокруг проблемы гения // Пушкинская конференция в Стэнфорде, 1999: Материалы и исследования / Под ред. Д. М. Бетеа, А. Л. Осповата, Н. Г. Охотина и др. М., 2001.

29. Модзалевский Б. Л. Библиотека А. С. Пушкина: Библиографическое описание. М., 1988.

30. Неклюдова М. С. Спор о чувствительном комедианте, или Четыре источника "Парадокса" // Новое литературное обозрение. 2015. № 6 (136).

31. Непомнящий В. Двадцать строк: Пушкин в последние годы жизни и стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный" // Вопросы литературы. 1965. № 4.

32. Пушкин А. С. Письма / Под ред. и с прим. Б. Л. Модзалевского. М.; Л., 1926. Т. 1.

33. Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 16 т. М.; Л., 1948. Т. 3.

34. Пушкин: Исследования и материалы. СПб., 2004. Т. 18-19. Пушкин и мировая литература. Материалы к Пушкинской энциклопедии.

35. Рогинская О. О. "С записной книжкой на колене и карандашом в руке": Актер как наблюдатель у Дидро ("Парадокс об актере") // Новое литературное обозрение. 2015. № 6 (136).

36. Сандомирская В. Б. Переводы и переложения Пушкина из Шенье // Пушкин: Исследования и материалы. Л., 1978. Т. 8.

37. Словарь языка Пушкина: В 4 т. М., 2000. Т. 2, 4.

38. Таборисская Е. М. Своеобразное решение темы безумия в произведениях Пушкина в 1833 г. // Пушкинские чтения: Сб. статей. Таллинн, 1990.

39. Хрестоматия по истории русского актерского искусства конца XVIII - первой половины XIX веков / Сост. Н. Б. Владимирова, А. П. Кулиш. СПб., 2005.

40. [Шиллер Ф.]. О страстном. Из Шиллера // Соревнователь просвещения и благотворения. 1818. Ч. 2. Кн. 3.

41. Шиллер Ф. Собр. соч.: В 7 т. М., 1957. Т. 6.

42. [Шиллер Ф.]. Шиллерово рассуждение о высоком // Санкт-Петербургский вестник. 1812.

43. Ч. 3. № 8, 9.

44. Barnett D., Massy-Westropp J. The Art of Jesture: The practices and principles of 18th century acting. Heidelberg, 1987.

45. Budelmann F. The Reception of Sophocles' Representation of Physical Pain // American Journal of Philology. 2007. T. 128 (4).

46. [Burke E.]. A Philosophical Enquiry into the Origin of our Ideas of the Sublime and Beautiful. London, 1767.

47. Chenier A. de. ?uvres completes. Paris, 1819.

48. Chenier A. ?uvres poetiques / Ed. critique par G. Buisson. Orleans, 2010. Т. 2.

49. [Diderot D.]. Le fils naturel, ou Les epreuves de la vertu: comedie en 5 actes et en prose, avec l'histoire veritable de la piece. [Amsterdam], 1757.

50. Dieckmann H.Diderot's Conception of Genius // Journal of the History of Ideas. 1941. Vol. 2. № 2.

51. Dimoff P.Winckelmann et Andre Chenie // Revue de Litterature Comparee. 1947. № 83.

52. Du Laocoon, ou Des limites respectives de la poesie et de la peinture / Trad. de l'allemand de G. E. Lessing, par Ch. Vanderbourg. Paris, 1802.

53. Encyclopedie ou Dictionnaire raisonne des sciences, des arts et des metiers / Par une societe de gens de lettres; mis en ordre et publie par M. [Denis] Diderot, et quant a la partie mathematique, par M. [Jean Le Rond] d'Alembert. Paris, 1757-1765. T. 7.

54. Fenelon F. de. Les aventures de Telemaque, fils d'Ulysse. Paris, 1796.

55. Gamble D. R. "Des sentiments si notres": Stylisation and Dramatisation in the Bucoliques of Andre Chenier // Lumen. 2002. Vol. 21.

56. Gamble D. R. "Maitres antiques": the Bucoliques of Andre Chenier and the Neoclassical Mode // Dalhousie French Studies. 2008. Vol. 83.

57. Habel R. Schiller und die Tradition des Herakles-Mythos // Terror und Spiel. Probleme der Mythenrezeption / Herausgegeben von Manfred Fuhrmann. Munchen, 1971.

58. Kahn A.Pushkin's Lyric Intelligence. Oxford, 2008.

59. Larlham D.The Felt Truth of Mimetic Experience: Motions of the Soul and the Kinetics of Passion in the Eighteenth-Century Theatre // The Eighteenth Century. 2012. Vol. 53. № 4.

60. Lochert V.L'ecriture du spectacle: les didascalies dans le theatre europeen aux XVIe et XVIIe siecles. Geneve, 2009.

61. Marmontel J.-F. Apologie du theatre ou Analyse de la Lettre de Mr Rousseau, Citoyen de Geneve, a Mr d'Alambert, au sujet des Spectacles // Oeuvres completes de M. Marmontel, historiographe de France, et secretaire perpetuel de l'Academie Francoise. Edition revue et corrigee par l'auteur. Paris, 1787. T. 16.

62. Melanges historiques et litteraires, par M. le baron de Barante, Pair de France, Membre de l'Academie Francaise: En 3 vol. Bruxelles, 1835.

63. Potts A.Flesh and the ideal: Winckelmann and the origins of art history. New Haven; London, 2000.

64. Reflexions sur la rhetorique et la poetique. Dialogues sur l'eloquence / Par Messire Francois de Salignac de la Mothe Fenelon. Amsterdam, 1730.

65. [Schiller F.]. ?uvres dramatiques, traduites de l'allemand / Precedees d'une notice biographique et litteraire sur Schiller; : En 6 vol. Paris, 1821. T. 1.

66. Soellner R.The Madness of Hercules and the Elizabethans // Comparative Literature.1958. Vol. 10. № 4.

67. Stael-Holstein G. De L'Allemagne / Re-imprime par J. Murray. Londre, 1813. T. 1.

68. Starobinski J. Andre Chenier parmi les statues // Nineteenth-Century French Studies.

69. Vol. 35. №. 1. Sculpture et poetique: Sculpture and Literature in France, 1789-1859.

70. Thery A.-F. De l'esprit et de la critique litteraires chez les peuples anciens et modernes. Paris, 1832. Т. 2.

71. [Winckelmann J. J.]. Histoire de l'Art chez les Anciens / Par M. Winckelmann; trad. de l'Allemand par M. Huber. Nouvelle Edition, revue et corrigee. Paris, 1789. T. 2.

72. Winckelmann J. J. Pensees sur l'Imitation des Grecs dans les Ouvrages des Peinture et de Sculpture // Nouvelle bibliotheque germanique (Amsterdam). 1755. T. 17/2. Octobre-Decembre.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх