КЛЮЧИ К ЦВЕТОЧНОМУ ШИФРУ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА

 
Код статьиS013160950008789-1-1
DOI10.31860/0131-6095-2020-1-211-213
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва Шарафадина К. И. «Селам, откройся!»: Флоропоэтика в образном языке русской и зарубежной литературы. СПб.: Нестор-История, 2018. 544 с.; ил.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор кафедры рекламы и связей с общественностью Института бизнес-коммуникаций
Аффилиация: Санкт-Петербургский Государственный университет промышленных технологий и дизайна
Адрес: Российская Федерация,
Название журналаРусская литература
ВыпускНомер 1
Страницы211-213
Аннотация

рецензия

Ключевые слова
Получено13.03.2020
Дата публикации28.03.2020
Кол-во символов14357
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Колонтитулы четные – Г. Н. Боева
2 Колонтитулы нечетные – Ключи к цветочному шифру в мировой литературе
3 DOI: 10.31860/0131-6095-2020-1-
4 © Г. Н. Боева
5 Ключи к цветочному шифру
6

в мировой литературе XIX – начала XX века

7 Необходимость изучения словесности на пересечении с историческими, культурными и бытовыми рядами была обоснована еще в работах Ю. Н. Тынянова, Б. М. Эйхенбаума. Рецензируемая книга – подтверждение того, что образный ряд художественного произведения определяется литературно-культурным этикетом эпохи, воплощаемым в индивидуальных авторских стратегиях, все более смелых в каждой последующей литературной формации. Монография К. И. Шарафадиной предлагает взглянуть на историю «языка цветов» как на часть истории литературы и обнаружить в использовании флороэлементов и флоромотивов закономерности, обусловленные эпохой, направлением, индивидуальным стилем писателя.
8 В книге четыре раздела. Первый знакомит читателя с темой восточного флорошифра, демонстрируя его интернациональность на богатейшем материале, в том числе впервые вводимом в научный оборот. Автор монографии делает исходным моментом своего исследовательского нарратива публикацию в 1819 году «Западно-восточного дивана» И. В. Гете, в котором разъясняется механизм восточного селама – «языка цветов». Уже здесь читателю ясно: перед ним многоаспектное научное исследование, однако, при всей его культурологичности, главным объектом внимания автора являются тексты. Точнейший филологический анализ не оставляет сомнений в своей безупречности. Так, в поисках гетевского акцента в адаптации восточной флористической символики исследовательница, сравнивая переводческие версии «Дивана», обращается к оригиналу и доказывает оправданность тех трансформаций, которым подверг текст А. В. Михайлов при издании в серии «Литературные памятники» (М., 1988). Предложенная Гете озорная версия селама в доходчивой форме иллюстрирует основной пафос «Дивана» и выражает дорогую для его автора мысль о всеединстве культур. Как известно, мысль эта стала реальностью и привела к победному шествию по Европе моды на «язык цветов». Рецензируемая книга и предлагает далее хронологически и логически выстроенный и фактически точный обзор транскрипций селама различными национальными литературами – французской, немецкой, викторианской, американской и русской.
9 Прослеживая судьбу селама в Европе, Шарафадина прежде всего останавливается на его ассимиляции французской культурой, превратившей восточное изобретение в галантную «почту-флирт», и знакомит с романами-«инструкциями» по овладению «цветочным наречием» – Ж.-А. Бернардена де Сен-Пьера и Ж.-А. Реверони де Сен-Сира. Приспособляя восточный селам к собственным культурным интересам, французы помещают его в актуальный европейский контекст. Иллюстрацией к истории таких адаптаций становится «восточная повесть» «Индийская хижина» (1791) Бернардена де Сен-Пьера, в которой флорошифр использован в контексте руссоизма и, в духе «новой мифологии», пополнен за счет литературных цитат и аллюзий.1

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 611

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх