Конкуренция сегодня: процесс или результат?

 
Код статьиS013122270016908-9-1
DOI10.20542/0131-2227-2021-65-8-5-13
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики” (НИУ ВШЭ)
Адрес: Москва, РФ, 101000 Москва, ул. Мясницкая, 20
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 65 Выпуск №8
Страницы5-13
Аннотация

Цифровая экономика вносит существенные изменения в организацию бизнеса, в межфирменные взаимодействия, стратегическое поведение компаний и  устройство рынка. Какие формы конкуренции в новых условиях утрачивают свое значение, а какие приобретают наибольшую значимость в условиях цифровизации? Какие цифровые практики ограничивают конкуренцию, а какие – ее усиливают и стимулируют? Ответы на эти вопросы, данные на основе обобщения актуальных российских и зарубежных исследований, позволяют сформировать концептуальный подход к конкуренции как особому явлению в цифровую эпоху.

Ключевые словаконкуренция, цифровизация, конкурентное поведение
Дата публикации24.09.2021
Кол-во символов27075
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Цифровая реальность привела к значительным изменениям в организации бизнеса, в экономическом поведении участников рынка, в структуре межфирменных взаимодействий. Одни бизнес-модели и бизнес-практики отмирают или меняют свою важность, на смену им приходят новые формы активности, многие из которых только-только получают наименования. Цифровизация меняет наше представление о границах рынка, о релевантных субъектах1 и объектах рыночного воздействия, о характеристиках товара и о самой природе конкуренции. Российские и зарубежные исследователи активно наблюдают за экономическими метаморфозами цифровой эпохи, проводят эмпирический и теоретический анализ выявляемых закономерностей. В этой области в научной литературе накопился существенный объем работ по отдельным отраслям и ключевым компаниям экономики, который нуждается в обобщении и теоретическом осмыслении. 1. Участники рынка – компании, индивиды, государство; в цифровом мире не всегда ясно, какая компания или данный индивид уже стали участниками цифрового рынка или еще нет.
2

НОВЫЕ ФОРМЫ КОНКУРЕНЦИИ

3 Что такое современная конкуренция: процесс созидательного разрушения (в духе Й. Шумпетера) или недобросовестная практика подавления соперников по рынку? Переход конкуренции в онлайн-формат сопровождается разнонаправленными последствиями. С одной стороны, соперничество фирм усиливается. Этому способствуют низкие издержки поиска товара и сопоставления цен на одни и те же товары от разных компаний, отсутствие географической дифференциации в условиях глобального электронного рынка, низкие барьеры входа для новых участников в связи с минимальными затратами на организацию е-бизнеса.
4 Вместе с тем Интернет может смягчать конкурентное давление путем изобретения новых форм продуктовой дифференциации. В онлайн-формате более значимой оказывается роль репутации фирмы, что требует дополнительных затрат на ее поддержание. Кроме того, в сети легче проводить маскировочные стратегии, то есть показывать фантомные товары и фантомные планы, “напускать туману” на все действия фирмы, что резко увеличивает издержки поиска для клиентов. Какой же эффект – “за” или “против” конкуренции – здесь доминирует?
5 Эмпирическое исследование е-бизнеса в сфере продажи продуктов питания и книг в Германии показало, что онлайн-продавцы ежегодно захватывают не менее 0.7% рыночной доли офлайн-фирм [1, р. 94], а рыночные цены и прибыли под действием виртуального соперничества падают. Вывод: онлайн-конкуренция становится в целом более жесткой, несмотря на наличие противодействующих факторов.
6 В цифровом мире важную роль играет процесс онлайн-поиска товара, и фирмы разрабатывают особые механизмы категоризации своей продукции. Поиск затрудняется и становится более сложным из-за того, что компании выбирают продуктовые категории, к которым считают целесообразным отнести свои изделия, на основе тщательно продуманной стратегии. Большинство поисковых запросов в интернете делается по ключевым словам. Ключевые слова (хэштеги), которыми фирмы определяют свои товары в электронном пространстве, выступают в качестве инструментов таргетирования.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 591

Оценка читателей: голосов 0

1. Gebhardt G. Measuring the Competitive Impact of the Internet: Evidence from a Natural Experiment in Broadband Access. International Journal of Industrial Organization, 2018, vol. 57, pp. 84-113.

2. Fershtman C., Fishman A., Zhou J. Search and Categorization. International Journal of Industrial Organization, 2018, vol. 57, pp. 225-254.Gupta S., Gallear D., Rudd J., Foroudi P. The Impact of Brand Value on Brand Competitiveness. Journal of Business Research, 2020, vol. 112, pp. 210-222.

3. Xi N., Hamari J. Does Gamification Affect Brand Engagement and Equity? A Study in Online Brand Communities. Journal of Business Research, 2020, vol. 109, pp. 449-460.

4. Wang S., Chen H., Wu D. Regulation Platform Competition in Two-sided Markets under the O2O Era. International Journal of Production Economics, 2019, vol. 215, pp. 131-143.Gonzalez-Maestre M., Granero L. Competition with Targeted Product Design: Price, Variety, and Welfare. International Journal of Industrial Organization, 2018, vol. 59, pp. 406-428.

5. Salop S. Monopolistic Competition with Outside Goods. The Bell Journal of Economics, 1979, vol. 10, no. 1, pp. 141-156.

6. Chen Y., Riordan M. Price-Increasing Competition. The RAND Journal of Economics, 2008, vol. 39, no. 4, pp. 1042-1058.

7. Thomadsen R. Product Positioning and Competition: the Role of Location in the Fast-Food Industry. Marketing Science, 2007, vol. 26, no. 6, pp. 792-804.

8. Ward M., Shimsback J., Perloff J., Harris J. Effects of the Private-label Invasion in Food Industries. American Journal of Agricultural Economics, 2002, vol. 84, pp. 961-973.

9. Suslow V. Entry Deterrence Strategies. Journal of Industrial Organization Education, 2006, vol. 1, no. 1, pp. 1-20.

10. Chen Y., Savage S. The Effects of Competition on the Price for Cable Modem Internet Access. Review of Economics and Statistics, 2011, vol. 93, no. 1, pp. 201-217.

11. Pakes A. Empirical Tools and Competition Analysis: Past Progress and Current Problems. National Bureau of Economic Research, Working Paper 22086. 33 p. Available at: http://www.nber.org/papers/w22086 (accessed 10.10.2020)

12. Yoganathan V., Osburg V., Akhtar P. Sensory Stimulation for Sensible Consumption. Journal of Business Research, 2019, vol. 96, pp. 386-396.

13. Gravelle H., Liu D., Propper C., Santos R. Spatial Competition and Quality: Evidence from the English Family Doctor Market. Journal of Health Economics, 2019, vol. 68, 102249.

14. Ljubownikow G., Hwee Ang S. Competition, Diversification and Performance. Journal of Business Research, 2020, vol. 112, pp. 81-94.

15. Illanes G., Moshary S. Market Structure and Product Assortment: Evidence from a Natural Experiment in Liquor Licensure. National Bureau of Economic Research, Working Paper 27016. 34 p. Available at: http://www.nber.org/papers/w27016 (accessed 10.12.2020).

16. Bauner C., Wang E. The Effect of Competition on Pricing and Product Positioning: Evidence from Wholesale Club Entry. International Journal of Industrial Organization, 2019, vol. 67, 102525.

17. Scheele von F., Haftor D., Pashkevich N. Cognitive Time as a Service Price Determinant: Hidden Dynamics and Price Collapse. Journal of Business Research, 2020, vol. 112, pp. 248-253.

18. Miller K., Petrin A., Town R., Chernew M. Optimal Managed Competition Subsidies. National Bureau of Economic Research, Working Paper 25616. 65 p. Available at: http://www.nber.org/papers/w25616 (accessed 10.10.2020).

19. Loecker de J., Biesebroeck van J. Effect of International Competition on Firm Productivity and Market Power. National Bureau of Economic Research, Working Paper 21994. 39 p. Available at: http://www.nber.org/papers/w21994 (accessed 10.10.2020).

20. Kyle M. Strategic Responses to Parallel Trade. The B.E. Journal of Economic Analysis & Policy, 2011, vol. 11, no. 2, art. 2, 12968.

21. Reisinger M., Sauri L., Zenger H. Parallel Imports, Price Controls, and Innovation. Journal of Health Economics, 2019, vol. 66, pp. 163-179.

22. Colangelo G., Maggiolino M. From Fragile to Smart Consumers: Shifting Paradigm for the Digital Era. Computer Law and Security Review, 2019, vol. 35, pp. 173-181.

23. Тарануха Ю.В. Неошумпетерианское тестирование факторов “созидательной” конкуренции: выводы для России. Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика, 2018, № 5, сс. 21-40. [Taranukha Yu.V. Neoschumpererian testing for factors of “creative” competition: findings for Russia. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 6, Ekonomika, 2018, no. 5, pp. 21-40. (In Russ.)]

24. Герасименко В.В., Слепенкова Е.М. Трансформация методов и инструментов конкурентного анализа в условиях цифровой экономики. Вестник Московского университета. Cер. 6, Экономика, 2019, № 6, cc. 126-146. [Gerasimenko V.V., Slepenkova E.M. Transformation of methods and instruments for competitive analysis under digital economy. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 6, Ekonomika, 2019, no. 6, pp. 126-146. (In Russ.)]

25. Тарануха Ю. Модификация конкурентного принципа в процессе эволюции конкуренции. Общество и экономика, 2017, № 3-4, cc. 49-67. [Taranukha Yu. Modification of competitive concept in competitive evolution. Society and Economy, 2017, no. 3-4, pp. 49-67. (In Russ.)]

26. Князев Ю. О конкуренции и сотрудничестве в современной экономике. Общество и экономика, 2018, № 4, cc. 31-42. [Knyazev Yu. About competition and cooperation in contemporary economy. Society and Economy, 2018, no. 4, pp. 31-42. (In Russ.)]

27. Berry S., Gaynor M., Morton F. Do Increasing Markups Matter? Lessons from Empirical Industrial Organization. The Journal of Economic Perspectives, 2019, vol. 33, no. 3, pp. 44-68.

28. Burguet R., Sakovics J. Personalized Prices and Uncertainty in Monopsony. International Journal of Industrial Organization, 2019, vol. 67, 102530. 29 p. Available at: https://homepages.econ.ed.ac.uk/~sakovics/FinalJIO.pdf (accessed 10.11.2020).

29. Liu M., Brynjolfsson E., Dowlatabadi J. Do Digital Platforms Reduce Moral Hazard? The Case of Uber and Taxis. National Bureau of Economic Research, Working Paper 25015. 45 p. Available at: http://www.nber.org/papers/w25015 (accessed 10.11.2020).

30. Gruber J., Handel B., Kina S., Kolstad J. Managing Intelligence: Skilled Experts and AI in Markets for Complex Products. National Bureau of Economic Research, Working Paper 27038. 54 p. Available at: http://www.nber.org/papers/w27038 (accessed 10.11.2020).

31. Backus M. Why Is Productivity Correlated with Competition? National Bureau of Economic Research, Working Paper 25748. 57 p. Available at: http://www.nber.org/papers/w25748 (accessed 10.11.2020).

32. Schmitz J. Competitive Pressure and Labor Productivity: World Iron Ore Markets in the 1980s. American Economic Review, 2002, vol. 92, no. 4, pp. 745-760.

33. Schmitz J. What Determines Productivity? Lessons from the Dramatic Recovery of the U.S. and Canadian Iron Ore Industries Following Their Early 1980s Crisis. Journal of Political Economy, 2005, vol. 113, no. 3, pp. 582-625.

34. Dunne T., Klimek S., Schmitz J. Competition and Productivity: Evidence from the Post WWII US Cement Industry. US Census Bureau Center for Economic Studies Paper, 2010, no. CES-WP-10-29. Available at: https://ssrn.com/abstract=1689076 (accessed 18.11.2020).

35. Савин И.В., Мариев О.С., Пушкарев А.А. Оценка рыночного отбора в России: когда размер (фирмы) имеет значение. Вопросы экономики, 2020, № 2, cc. 101-124. [Savin I.V., Mariev O.S., Pushkarev A.A. Estimation of market selection in Russia: when the size (of the firm) makes sense. Voprosy ekonomiki, 2020, no. 2, pp. 101-124. (In Russ.)]

36. Hicks J. Annual Survey of Economic Theory: the Theory of Monopoly. Econometrica, 1935, vol. 3, no. 1, pp. 1-20.

37. Leibenstein H. Allocative Efficiency vs. “X-Efficiency”. American Economic Review, 1966, vol. 56, no. 3, pp. 392-415.

38. Stigler G. The Existence of X-Efficiency. American Economic Review, 1976, vol. 66, no. 1, pp. 213-216.

39. Holmstrom B. Moral Hazard in Teams. The Bell Journal of Economics, 1982, vol. 13, no. 2, pp. 324-340.

40. Schmidt K. Managerial Incentives and Product Market Competition. Review of Economic Studies, 1997, vol. 64, no. 2, pp. 191-213.

41. Raith M. Competition, Risk, and Managerial Incentives. American Economic Review, 2003, vol. 93, no. 4, pp. 1425-1436.

42. Kesternich I., Schumacher H., Biesebroeck van J., Grant I. Market Size and Competition: a “Hump-shaped” Result. International Journal of Industrial Organization, 2020, vol. 70, 102605. 17 p. Available at: https://feb.kuleuven.be/public/n07057/cv/gksv2019.pdf (accessed 10.11.2020).

43. Feinberg R., Reynold K. An Examination of Entry and Competition Performance in Rural Banking Markets. Southern Economic Journal, 2010, vol. 76, no. 3, pp. 624-637.

44. Abraham J., Gaynor M., Vogt W. Entry and Competition in Local Hospital Markets. Journal of Industrial Economic, 2007, vol. 55, no. 2, pp. 265-288.

45. Xiao M., Orazem P. Does the Fourth Entrant Make Any Difference? International Journal of Industrial Organization, 2011, vol. 29, pp. 547-561.

46. Phann G., Van Kranenburg H. Tax Policy, Location Choices, and Market Structure. Journal of Law and Economics, 2003, vol. 46, pp. 61-83.

47. Nishida M., Gil R. Regulation, Enforcement, and Entry: Evidence from the Spanish Local TV Industry. International Journal of Industrial Organization, 2014, vol. 32, pp. 11-23.

48. Berendt J., Uhrich S., Thompson S. Marketing, Get Ready to Rumble – how Rivalry Promotes Distinctiveness for Brands and Consumers. Journal of Business Research, 2018, vol. 88, pp. 161-172.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх