Беспокойный март владыки Димитрия (Абашидзе): православное духовенство Крыма после победы Февральской революции

 
Код статьиS086956870002233-7-1
DOI10.31857/S086956870002233-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: СПбГУ
Адрес: Российская Федерация
Должность: Доцент
Аффилиация: СПбГУ
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 6
Страницы162-168
Аннотация

 

 

Ключевые слова
Источник финансированияИсследование подготовлено при поддержке гранта Президента РФ для молодых докторов наук, проект № МД-5771.2018.6. «Духовный форпост России в эпоху войн и революций: православное духовенство Крыма в 1914–1920 гг.».
Получено07.11.2018
Дата публикации12.11.2018
Кол-во символов21368
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Степень вовлечённости православного духовенства в процессы, вызванные революцией 1917 г., а также отношение к ней священнослужителей, взаимодействие между представителями государственной власти, Святейшим Синодом и епархиальным начальством, архиереями, приходским духовенством и паствой до сих пор ещё мало изучены1. 1. Попытки проанализировать данную проблему уже предпринимались в отечественной историографии: Рогозный П.Г. Церковная революция 1917 года: (высшее духовенство Российской Церкви в борьбе за власть в епархиях после Февральской революции). СПб., 2008; Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году: материалы и архивные документы по истории Русской православной церкви / Сост. М.А. Бабкин. М., 2008; Бабкин М.А. Духовенство Русской православной церкви и свержение монархии (начало XX в. – конец 1917 г.). М., 2007; Бабкин М.А. Священство и Царство (Россия, начало XX в. – 1918 г.): исследования и материалы. М., 2011. См. также рецензии Ф.А. Гайды и А.Л. Беглова на эти издания: Отечественная история. 2008. № 5; Российская история. 2014. № 4.
2 В Крыму всё это осложнялось исторически сложившейся многонациональностью и поликонфессиональностью, а также неожиданной сменой губернатора. В январе 1917 г. Н.А. Княжевич, управлявший Таврической губ. с ноября 1914 г., был назначен одесским градоначальником2. Его преемником в конце февраля стал генерал-майор В.В. Бойсман, участник боя крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с японской эскадрой у Чемульпо3, а до того во главе губернии оказался кн. С.В. Горчаков, с 1915 г. занимавший пост местного вице-губернатора4. Таврической епархией с 1912 г. руководил архиепископ Димитрий (в миру – князь Давид Ильич Абашидзе(1867–1942), после принятия великой схимы – Антоний)5. Он был известен как активный сторонник монархического движения и почётный председатель Таврического отдела Русского собрания. 1 марта 1917 г. в кафедральном Александро-Невском соборе Симферополя в присутствии военного и гражданского руководства края владыка Димитрий отслужил панихиду по Александру II6. 3 марта в том же храме планировалось торжественное богослужение и выборы церковного старосты7, а 5 марта правящий архиерей намеревался провести в здании Таврической духовной консистории общее собрание членов православного миссионерского общества8. Однако петроградские события опрокинули эти замыслы. Известие об отречении Николая II и передаче власти в руки Временного правительства пришло в Симферополь 4 марта. В своей телеграмме председателю Государственной думы М.В. Родзянко, посланной 8 марта, архиепископ Димитрий сообщал, что «весть об отречении и существовании Временного верховного правительства» получил в полдень 4 марта и тогда же «беспрекословно принял решение повиноваться»9. Владыку беспокоило известие о том, что кн. С.В. Горчаков, «желая закрепить за собой губернаторское место», сообщил в столицу о нежелании архиепископа Таврического оглашать манифест об отречении Николая II и отменять поминовение бывшего императора в церквях епархии. Данные обвинения, по словам преосвященного Димитрия, не соответствовали действительности, так как он лично просил губернатора прислать тексты обращений Николая II и вел. кн. Михаила Александровича для опубликования. Как только они были получены, их в тот же день, 4 марта, разослали по храмам10. Однако в 11 часов вечера 4 марта архиепископ переговорил по телефону с полицмейстером, высказавшим предположение, что «лучше подождать» и отложить их чтение в кафедральном соборе до торжественного богослужения 9 марта, когда Церковь отмечала память сорока Севастийских мучеников. Характерно, что телеграмма, отправленная владыкой Родзянко 8 марта, заканчивалась словами: «По архиерейской совести заявляю, что я представляю всю важность настоящего момента и зависимость спасения отечества от безусловного добросовестнейшего повиновения новому верховному правительству. Я – русский патриот, и мною будут приняты все меры к проведению в жизнь всех распоряжений нового верховного правительства»11. 2. Назначение генерала Н.А. Княжевича // Южные ведомости (Симферополь). 1917. № 17. 21 января.

3. О назначении губернатора // Южные ведомости. 1917. № 42. 22 февраля.

4. Новый таврический губернатор // Южные ведомости. 1917. № 48. 1 марта.

5. Дамаскин (Орловский), игум. Антоний // Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 615.

6. Панихида // Южное слово (Симферополь). 1917. № 1352. 2 марта.

7. Выборы // Южное слово. 1917. № 1352. 2 марта.

8. Общее собрание // Южное слово. № 1354. 4 марта.

9. РГИА, ф. 797, оп. 86, 1917 г., III отд., IV ст., д. 64, л. 37–39.

10. Между тем 15 марта 1917 г. иерарх сообщил губернскому комиссару, что получил копии актов в 4 часа вечера (Государственный архив Республики Крым (далее – ГА РК), ф. Р-1694, оп. 1, д. 31, л. 141).

11. РГИА, ф. 797, оп. 86, 1917 г., III отд., IV ст., д. 64, л. 37–39.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1319

Оценка читателей: голосов 0

1. Рогозный П.Г. Церковная революция 1917 года: (высшее духовенство Российской Церкви в борьбе за власть в епархиях после Февральской революции). СПб., 2008;

2. Бабкин М.А. Священство и Царство (Россия, начало XX в. – 1918 г.): исследования и материалы. М., 2011. См. также рецензии Ф.А. Гайды и А.Л. Беглова на эти издания: Отечественная история. 2008. № 5; Российская история. 2014. № 4.

3. Дамаскин (Орловский), игум. Антоний // Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 615.

4. Фирсов С.Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х – 1918 гг.). М., 2002. С. 490.

5. Кальченко Т. Адриан (в миру Демидович Александр Андреевич) // Чёрная сотня: историческая энциклопедия. М., 2008. С. 18–19.

6. Соколов А.В. Государство и православная церковь в России, февраль 1917 – январь 1918 гг. Дис. … д-ра ист. наук. СПб., 2014. С. 124.

7. Набоков В.Д. Крым в 1918/19 гг. / Публ. А.С. Пученкова // Новейшая история России. 2015. № 1(12). С. 232.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх