Православный фактор русской политики на Балканах в конце 1850-х – 1870-х гг.

 
Код статьиS086956870002232-6-1
DOI10.31857/S086956870002232-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт российской истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 6
Страницы147-161
Аннотация

 

 

Ключевые слова
Получено07.11.2018
Дата публикации12.11.2018
Кол-во символов49105
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Предыстория Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. в историографии, как правило, связывается с Восточным кризисом середины 1870-х гг., главной составляющей которого было широкое развитие национально-освободительной борьбы южнославянских народов против власти Порты (лето 1875 г. – восстание в Боснии и Герцеговине, апрель 1876 г. – восстание в Болгарии, июнь 1876 г. – вступление в войну против Турции Сербии и Черногории). Между тем предпосылки этого международного конфликта уходят гораздо глубже и логически вытекают из последствий неудачной для России Крымской войны 1853–1856 гг. «Сосредотачиваясь», по словам министра иностранных дел А.М. Горчакова, после понесённого поражения, Россия искала пути для восстановления своих позиций на Балканах и Ближнем Востоке. В это время активизировалось движение болгарского народа за национальную автокефальную Церковь (выход из Константинопольского патриархата), ставшее, по сути, началом борьбы за политическое освобождение Болгарии. Россия, опасаясь дальнейшего снижения своего влияния в регионе, прилагала немалые дипломатические усилия для умиротворения противоборствовавших сторон и разрешения разгоравшегося конфликта путём разумного компромисса. Развитие греко-болгарской церковной распри вызвало в российском обществе рост панславистских настроений, пик которых пришёлся на время Восточного кризиса и стал одной из причин, повлиявших на решение российского императора Александра II объявить войну Османской империи.

2 Русская политика в греко-болгарском церковном вопросе неоднократно становилась предметом изучения исследователей международных отношений1. При этом в их работах в основном рассматривается деятельность в данном направлении российских дипломатов (главным образом гр. Н.П. Игнатьева), гораздо меньше показаны канонические отношения Русской Церкви с Константинопольским патриархатом и представителями болгарского духовенства по заявленной проблеме, а также реакция на происходившее различных слоёв российского общества. Цель данной статьи – подробно осветить эти вопросы, а также проследить, как постановление Константинопольского собора 1872 г. о провозглашении Болгарской Церкви схизматической повлияло на отношение Русской Церкви к болгарам в ходе Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. 1. Филиппов Т.И. Вселенский патриарх Григорий VI и греко-болгарская распря. СПб., 1870; Теплов В.А. Греко-болгарский церковный вопрос по неизданным источникам. СПб., 1889; Дмитриевский А.А. Граф Н.П. Игнатьев как церковно-политический деятель на православном Востоке. СПб., 1909; Кирил, патриарх Български. Граф Н.П. Игнатиев и българският църковен въпрос. Изследоване и документи. Т. 1. София, 1958; Лилуашвили К.С. Национально-освободительная борьба болгарского народа против фанариотского ига и Россия. Тбилиси, 1978; Герд Л.А. Константинополь и Петербург: церковная политика России на православном Востоке (1878–1898). М., 2006; Хевролина В.М. Николай Павлович Игнатьев. Российский дипломат. М., 2009; и др.
3

***

 

После завоевания турками Болгарии её народ лишился не только своей государственности, но и национальной Церкви (Тырновский патриархат был подчинён Константинопольскому престолу в 1393 г., Охридская архиепископия – в 1767 г.). Начало борьбы за церковную автокефалию было связано с пробуждением национального самосознания болгарского народа, ярким проявлением которого стало появление и широкое распространение в списках «Истории славяно-болгарской» иеромонаха Паисия Хилендарского (1762), явившейся своеобразным манифестом патриотизма. Как и движение за просвещение болгар, борьба за церковную независимость основывалась на изданных османским правительством реформаторских актах – Гюльханском хатт-и шерифе (1839) и хатт-и хумаюне (1856), которые уравняли в правах всех подданных султана без различия вероисповедания, но во многом остались «мёртвой буквой закона». Болгарский церковный вопрос практически сразу приобрёл политический характер, ибо болгары, находившиеся под двойным гнётом – османским и греко-фанариотским – фактически боролись за национальное выживание. Восстановление автокефальной Болгарской Церкви означало бы официальное признание турецким правительством самобытности болгарского народа и явилось бы шагом к получению им политических прав. Неслучайно в болгарской историографии период борьбы за церковную независимость принято характеризовать как «мирный этап» национальной революции2.

2. Маркова З. Българското църковно-национално движение до Кримската война. София, 1976; Маркова З. Българската екзархия. 1870–1879. София, 1989; и др.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1264

Оценка читателей: голосов 0

1. Лилуашвили К.С. Национально-освободительная борьба болгарского народа против фанариотского ига и Россия. Тбилиси, 1978;

2. Герд Л.А. Константинополь и Петербург: церковная политика России на православном Востоке (1878–1898). М., 2006;

3. Хевролина В.М. Николай Павлович Игнатьев. Российский дипломат. М., 2009; и др.

4. Маркова З. Българското църковно-национално движение до Кримската война. София, 1976;

5. Скурат К.Е. История Поместных Православных Церквей. В 2 т. Т. 1. М., 1994. С. 155.

6. Поповкин А.А. Московский Славянский комитет и «Кукушская уния» (1859 г.) // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. История. Политология. Социология. 2011. № 2. С. 158–161.

7. Граф Н.П. Игнатьев и Православный Восток: документы, переписка, воспоминания. Т. 1. Записки о русской политике на Востоке. 1864–1887 гг. / Изд. подг. О.В. Анисимов, К.А. Вах; отв. ред. П.В. Стегний. М., 2015. С. 366.

8. Воробьёва И.Г. Греко-болгарская церковная борьба в работах историка-слависта Н.А. Попова // Вестник Тверского государственного университета. Сер. История. 2014. № 1. С. 82.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх