Бюрократия и Катков

 
Код статьиS013038640001570-5-1
DOI10.31857/S086956870001570-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт российской истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссийская история
Выпуск
Страницы170-176
Аннотация

  

Ключевые слова
Получено11.10.2018
Дата публикации14.10.2018
Кол-во символов23117
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Любая попытка «объяснить» взгляды и позиции М.Н. Каткова в 1860–1880-е гг. с помощью привычных до избитости ярлыков и эпитетов вступает в прямое противоречие с настойчивым стремлением московского публициста держаться «вне всяких партий и личных соображений». Он действительно глубоко верил в себя и без тени иронии писал в 1884 г. императору: «Моё имя стало равносильно политической программе» [1]. Однако выражение «катковизм», хотя и встречается иногда в литературе, как-то не прижилось и вряд ли приживётся, поскольку никакого сколько-нибудь стройного учения, пусть даже противоречивого, за катковской «программой» не просматривается. Это и естественно, если учесть, что сам он придавал значение не столько чёткости умозрительной системы или верности тому или иному принципу, сколько государственной пользе и целесообразности.

2

Вероятно, по той же причине к Каткову не подходят и расхожие идеологические характеристики. В начале 1860-х гг. его, конечно, нельзя не признать либералом, хотя и с сильным элементом «торизма», о чём писал ещё А.Е. Пресняков [2]. Но уже в 1863 г. публицистика Каткова не определялась «либерализмом» и не сводилась к нему. Тогда Катков, по его выражению, «поднял знамя государственного единства России и русской национальной политики» [3]. Но был ли он при этом «националистом»? Во всяком случае, себя он так, кажется, никогда не именовал. То или иное представление о «нации» едва ли было системообразующим для его мировоззрения. Сам он, кстати, предпочитал писать о «национальности», скорее всего, не желая пользоваться слишком часто тогда употреблявшимся и от того быстро выхолощенным понятием «народность». Причисление Каткова к «националистам» представляется всё же явным анахронизмом и модернизацией (или актуализацией?) прошлого, перенесением его публицистики в проблемное поле более позднего времени и иной эпохи в истории русской мысли.

3

Это становится совершенно очевидным, если вспомнить, как органично и плавно от «национальной политики» и защиты русских интересов на окраинах Катков перешёл к не менее ожесточённой и важной для него борьбе за насаждение классического образования и преобразование университетов по германскому образцу. Ни та, ни другая реформа – а обе они казались Каткову судьбоносными для России – не преследовала никаких специфически «национальных» задач и не подразумевала какой-либо «националистической» риторики. Да и трудно, пожалуй, было придумать нечто менее «национальное», чем резкое смещение центра тяжести гимназического курса к изучению латинской грамматики, преподаваемой чехами по немецким методикам.

4

Впрочем, не менее ошибочным было бы считать эту затею «консервативной», «охранительной» или «реакционной». Сам Катков в 1879 г. констатировал, что «наша история не завещала нам в этом деле руководящих преданий; наше образованное общество не имело никаких понятий и не могло иметь суждения в вопросах этого рода, наша наука без самостоятельности и достоинства, слабая и колеблемая всяким ветром, не могла дать в этом деле правильных указаний, а напротив, сама-то и была тем недугом, который требовал врачевания» [4]. Фактически России навязывался радикально-западнический социальный эксперимент в сфере образования. Рассуждая же о необходимости изменения университетского устава и упразднения автономии профессорской корпорации, Михаил Никифорович в том же письме к Александру II отмечал: «Это не есть мера реакционная, принимаемая в каких-либо интересах, чуждых делу просвещения, как кричат противники реформы, играя словами: “консервативный” и “либеральный”. Это есть мера столь же либеральная, сколько консервативная, какою бывает всякая истинно-полезная мера». Более того, он утверждал, что «это есть освободительная мера, как и все великие деяния нынешнего царствования», поскольку «этою мерою цвет нашего учащегося юношества освобождается от произвола профессорских коллегий, которым государство как бы отдало его на эксплуатацию» [5]. Действительно, тот или иной «реакционный» или «освободительный» оттенок не имел для Каткова существенного смысла. Не видел он и особой разницы между своими оппонентами (непременно превращавшимися для него во врагов) «из разнообразных лагерей – от высоко-консервативных до красно-радикальных» [6].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1045

Оценка читателей: голосов 0

1. Вождь реакции 60–80-х годов (письма Каткова Александру II и Александру III // Былое. 1917. № 4(26). С. 21.

2. Пресняков А.Е. Воспоминания Феоктистова и их значение // Феоктистов Е.М. За кулисами политики и литературы (1848–1896). Воспоминания. М., 1991. С. 7–9.

3. Вождь реакции… С. 21.

4. Там же. С. 7.

5. Там же. С. 10.

6. Там же. С. 16.

7. О нём подробнее см.: Кузнецов О.В. Р.А. Фадеев: генерал и публицист. Волгоград, 1998.

8. Подробнее об этом термине и давно назревшей потребности отказаться от его употребления см.: Шевченко М.М. Понятие «теория официальной народности» и изучение внутренней политики императора Николая I // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. 2002. № 4. С. 89–104. См. также: Шевченко М.М. Официальной народности теория // Общественная мысль России XVIII – начала XX века. Энциклопедия. М., 2005. С. 374–376.

9. Вождь реакции… С. 22.

10. ОР РГБ, ф. 120, к. 12, д. 13, л. 16–18; Феоктистов Е.М. Указ. соч. С. 130–131.

11. Дневник государственного секретаря А.А. Половцова / Под ред. П.А. Зайончковского. Т. 2. М., 1966. С. 26–27.

12. Милютин Д.А. Воспоминания. 1863–1864 / Под ред. Л.Г. Захаровой. М., 2003. С. 252.

13. Кони А.Ф. Воспоминания о деле Веры Засулич // Кони А.Ф. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 2. М., 1966. С. 223–224.

14. Вождь реакции… С. 22.

15. Милютин Д.А. Указ. соч. С. 506–507.

16. Феоктисов Е.М. Указ. соч. С. 333.

17. Там же. С. 189–190.

18. Дневник государственного секретаря А.А. Половцова / Под ред. П.А. Зайончковского. Т. 1. М., 1966. С. 263.

19. Кони А.Ф. Граф М.Т. Лорис-Меликов // Кони А.Ф. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 5. М., 1968. С. 197–198.

20. Феоктистов Е.М. Указ. соч. С. 223.

21. Подробнее см.: Захарова Л.Г. Великие реформы 1860–1870-х годов: поворотный пункт российской истории? // Отечественная история. 2005. № 4. С. 154–158; Захарова Л.Г. Самодержавие и реформы в России. 1861–1874. (К вопросу о выборе пути развития) // Захарова Л.Г. Александр II и отмена крепостного права в России. М., 2011. С. 623–646.

22. Кони А.Ф. Граф М.Т. Лорис-Меликов. С. 214.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх