«Ах, товарищи потомки, – на хитрости строился социализм»

 
Код статьиS086956870017310-2-1
DOI10.31857/S086956870017310-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт российской истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 6
Страницы24-36
Аннотация

      

Ключевые слова
Получено19.08.2021
Дата публикации09.11.2021
Кол-во символов38046
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Статью, переполненную статистическими расчётами, Б.Н. Миронов завершает вопросом: «Можно ли считать советский национальный проект состоятельным? Мнения на этот счёт разделились. Мне представляется заслуживающей уважения точка зрения, согласно которой объективно Советский Союз был не “тюрьмой народов”, а “колыбелью наций”, “империей позитивного действия”, питомником для выращивания и конструирования национальных государств». Здесь, по сути, сведены в одну две проблемы. Первая – это оценка состоятельности советского национального проекта. И вторая – был ли Советский Союз (инструмент этого проекта) таким «питомником»? Оценка «колыбель наций» ни армянам, ни грузинам, ни евреям, да и многим иным, не пришлась бы по вкусу.
2 Но Т. Мартин действительно «осовременил» оценку СССР – первой страны, где разрабатывались программы положительной деятельности в интересах национальных меньшинств. Идеологический контент интернационализма – программное положение о равенстве шансов – автор заменил концепцией Affirmative Action, заложив в неё преференции «положительного (позитивного) действия». Образование СССР он считал исторической премьерой: ни одна страна не сравнилась с советскими начинаниями по масштабности1. В 1920-е гг. удавалось организационно сочетать советский интернационализм с этнокультурными интересами в том, что Мартин выразил формулой «империи аффирмативных действий». Не сбросишь со счетов интересный опыт слияния интеллектуальной истории и политической практики, возможностей осмысления в ней хитросплетений этнических и советских идентичностей. 1. Мартин Т. Империя положительной деятельности. Нации и национализм в СССР. 1923–1939. М., 2011.
3 Большевики пытались придать национальным элитам влиятельности и отправляли «на места» лояльных представителей. Именно эту линию поддерживает и Миронов, подробнейше исчисляя снижение в республиканских структурах власти доли русских. Для анализа автор использует, по его мнению, адекватные источники – всесоюзные переписи населения 1926, 1959, 1970, 1979 и 1989 гг., содержащие сведения об этническом составе управленцев разных сфер и уровней, а также и Всероссийскую перепись 1897 г., видимо, для сравнения её с советской практикой. Эти данные исследователь, ссылаясь на демографов, в своей недавно опубликованной работе считает удовлетворительными2. То, что в используемых им переписях численность проживающих в стране этносов представлена не полностью (а переписи 1920, 1937 и 1939 гг. отсутствуют), кажется автору несущественным. 2. Об источниковедческом анализе и методике обработки данных об этнической занятости см.: Миронов Б.Н. Этническая дискриминация при формировании органов государственной власти СССР // Новейшая история России. 2021. № 1. С. 149–173.
4 Мне же представляется выпадающий из анализа период 1920–1939 гг. ключевым, определяющим судьбу этнических элит в СССР. На нём стоит сосредоточить внимание, учтя, что данные переписи 1926 г. сильно «проигрывают» в сравнении с более поздними, но не будем отвлекаться на анализ источника, исчисление количественных данных – сильная сторона Миронова.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 409

Оценка читателей: голосов 0

1. «Буржуазные националисты» в Карачае и Черкесии // Северный Кавказ. 1937. № 35. С. 29.

2. Алаг Ирский. Путь горской интеллигенции: беглые очерки анализа // Горская мысль. 1922. № 2. С. 66.

3. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 89.

4. Владимир Бурцев и его корреспонденты / Сост. О.В. Будницкий // Отечественная история. 1992. № 6. С. 114.

5. Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б)–ВКП(б), ВЧК–ОГПУ–НКВД о культурной политике. 1917–1953 / Под ред. А.Н. Яковлева. М., 1999. С. 100.

6. Даниленко В.П. Инволюция в духовной культуре: Ящик Пандоры. М., 2012. С. 225–226.

7. Дела и люди «официальной» Кабарды // Горцы Кавказа. 1929. № 10–11. С. 64.

8. Догуж. Ещё о «коммунистах-националах» // Северный Кавказ. 1936. № 32. С. 18.

9. Замятин Е.И. Бич Божий. Сборник произведений. М., 2016. С. 217.

10. Зеньковский В.В. Пять месяцев у власти. Воспоминания. М., 1995.

11. Карачайлы И. Статьи и очерки. Вопросы атеистической работы и борьбы с пережитками. Черкесск, 1984. С. 98.

12. Кнорин В.Г. Очередные задачи развития театра // Пути развития театра. Стенографический отчёт и решения партийного совещания по вопросам театра при Агитпропе ЦК ВКП(б) в мае 1927 г. М.; Л., 1927. С. 9.

13. Красный террор в годы Гражданской войны. По материалам Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков. Сборник документов / Под ред. Ю.Г. Фельштинского и Г.И. Чернявского. L., 1991. С. 193–194.

14. Красовицкая Т.Ю. Сталин и Луначарский: борьба за административный ресурс школьной политики для нерусских народов (1917–1929 гг.) // Rozprawy z dziejow oswiaty. 2011. T. XLVIII. P. 73–129.

15. Кутушев Г.З, Акманов И.Г. Формирование аппарата Наркомпроса БАССР (февраль 1919 – сентябрь 1922) // Вестник Башкирского университета. 2012. № 1. С. 780.

16. Мартин Т. Империя положительной деятельности. Нации и национализм в СССР. 1923–1939. М., 2011.

17. Миронов Б.Н. Этническая дискриминация при формировании органов государственной власти СССР // Новейшая история России. 2021. № 1. С. 149–173.

18. Олеша Ю.К. Книга прощания. М., 2019. С. 11.

19. Плаггенборг Ш. Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма. СПб., 2000. С. 39.

20. Рейн Е. Избранное. Береговая полоса. М.; Париж; Нью-Йорк, 1993. С. 121–122.

21. Сабанеев Л.Л. Воспоминание о России. М., 2005. С. 20.

22. Фрезинский Б. Писатели и советские вожди. Избранные сюжеты 1919–1960 годов. М., 2008. С. 224.

23. Фрунзе М.В. Неизвестное и забытое. Публицистика, мемуары, документы, письма. М., 1991. С. 188.

24. Хренов Н.А. Утопия по-советски: хилиастическая изнанка революционного авангарда // Верхневолжский филологический вестник. 2015. № 2. С. 194–199.

25. Элиот Т.С. К определению понятия культуры. Заметки. L., 1968. С. 142–143.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх