Practical implementation of the first stage of the Church reform of Peter I (1701–1703)

 
PIIS086956870016256-2-1
DOI10.31857/S086956870016256-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Russian History, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameRossiiskaia istoriia
EditionIssue 4
Pages60-73
Abstract

          

Keywords
Received21.05.2021
Publication date10.08.2021
Number of characters43698
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Исследователи церковных преобразований Петра I неоднократно отмечали стремление царя поставить под контроль государства церковные институты. Реформа Церкви имела политические, экономические, идеологические и иные аспекты и проходила в несколько этапов. Отдельные постановления, ограничивавшие имущественные права духовенства, появились ещё в середине 1690-х гг. 6 декабря 1696 г. вышел указ об установлении государственного контроля над деревянным, каменным и келейным строительством в монастырях, в 1697 г. – о нерасходовании денег в епархиях на возведение новых зданий и присылке в Москву денежных и хлебных расходных монастырских книг1. После поражения под Нарвой возникла необходимость в восстановлении артиллерии, для чего последовал указ о снятии церковных колоколов и сдаче колокольной меди, который, к сожалению, не сохранился. П.В. Седов датировал его 22 января 1701 г.2 Однако все эти мероприятия не имели системного характера. 1.  Последнее распоряжение получило отражение, в частности, в переписной книге церквей Устюжской епархии 1696/97 г. Подробнее см.: Черкасова М.С. Вологда и Устюг в эпоху Петра I (краеведческие очерки). Вологда, 2021. С. 62–75.

2.  Седов П.В. Снятие церковных колоколов для литья пушек в начале Северной войны // Петербургский исторический журнал. 2014. № 1. С. 25–40.
2 В октябре 1700 г. скончался глава Русской Православной Церкви – патриарх Адриан, и на смену ему Пётр назначил местоблюстителя – рязанского митрополита Стефана (Яворского), из ведения которого были исключены хозяйственные вопросы и судебная власть. 16 декабря 1700 г. царь упразднил Патриарший разряд, а дела, которые в нём рассматривались, были переданы в приказы, ведавшие мирскими людьми. Церкви в лице местоблюстителя остались лишь духовные дела по расколу, «противностям» и ересям3. Спустя немногим более месяца, 24 января 1701 г., был восстановлен Монастырский приказ, во главе которого встал боярин И.А. Мусин-Пушкин – управлять епархиальным имуществом и судить лиц духовного чина стало светское государственное учреждение4. Данный указ положил начало церковной реформе Петра I. По словам И.М. Покровского, положительно оценивавшего значение реформы, в результате преобразований «с государственных отправлений» была снята «печать церковности и на многие церковные дела наложена печать гражданственности»5. 3.  ПСЗ-I. Т. 4. № 1818.

4.  Там же. № 1829.

5.  Покровский И.М. Русские епархии в XVI–XIX вв., их открытие, состав и пределы. Опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования. Т. 2. Казань, 1913.
3 Церковные преобразования Петра I неоднократно привлекали внимание исследователей6, но их воплощение пока не получило обстоятельного освещения. Между тем для понимания сущности и характера реформы особенно важно проанализировать конкретные шаги правительства по её реализации. Данного вопроса коснулся М.И. Горчаков, подробно разобравший историю функционирования Монастырского приказа. Он охарактеризовал значение переписных книг, составленных по инициативе последнего, указав, что этот источник не только богат информацией, необходимой для изучения Монастырского приказа, но и представляет собой «драгоценнейший материал для истории русской жизни конца XVII и начала XVIII веков во всех отношениях»7. Более подробно начало церковных преобразований Петра I охарактеризовал И.А. Булыгин. Он разобрал этапы реформы и ход подготовки переписи архиерейских домов, монастырей и церквей. Историку удалось обнаружить 23 сохранившиеся переписные книги, где описаны 4 архиерейских дома, 149 монастырей и более 70 церквей8. Е.Н. Швейковская, рассматривая вопрос об обеспеченности крестьянских хозяйств надельной землёй в конце XVII – начале XVIII в., остановилась на характеристике переписной книги Вологодского архиерейского дома, отметив, что в ходе переписи начала XVIII в. «учёту подлежали вся церковная утварь, одежда, книги, казна, а также акты, на основании которых монастырь или архиепископский дом владел своими землями и деревнями»9. 6.  Обзор историографии церковной реформы Петра I см.: Седов П.В. «Все-де ныне государево»: традиции и новации в церковной реформе Петра I // Феномен реформ на западе и востоке Европы в начале Нового времени (XVI–XVIII вв.). Сборник статей. СПб., 2013. С. 122–124.

7.  Горчаков М. Монастырский приказ (1649–1725 гг.). Опыт историко-юридического исследования. СПб., 1868.

8.  Булыгин И.А. Монастырские крестьяне России в первой четверти XVIII века. М., 1977.

9.  Бакланова [Швейковская] Е.Н. Крестьянский двор и община на Русском Севере. Конец XVII – начало XVIII в. М., 1976. С. 52.

Number of purchasers: 0, views: 481

Readers community rating: votes 0

1. Shamin S.M., Shamina I.N. Biblioteki russkikh monastyrei v nachale pravleniia Petra I. K voprosu o roli monastyrskikh sobranii v knizhnom potreblenii i razvitii knizhnogo rynka // Sahiers du Monde russe. 2020. T. 61. № 1. S. 51–65. DOI 10.4000/monderusse.11928.

2. Baklanova [Shvejkovskaya] E.N. Krest'yanskij dvor i obschina na Russkom Severe. Konets XVII – nachalo XVIII v. M., 1976. S. 52.

3. Bashnin N.V. Tserkovnaya reforma Petra I: istochnikovedcheskij aspekt (po materialam Vologodskogo arkhierejskogo doma Sv. Sofii) // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya. 2020. T. 25. № 5. S. 113–130; Opisi Vologodskogo arkhierejskogo doma Sv. Sofii vtoroj poloviny XVII – nachala XVIII v. / Sost. N.V. Bashnin. M.; SPb., 2020.

4. Bashnin N.V. Dionisievo-Glushitskij monastyr' i ego arkhiv v XV–XVII vv.: Issledovanie i teksty. M.; SPb., 2016. S. 1074.

5. Bashnin N.V. Opis' imuschestva i stroenij Dionisieva Glushitskogo monastyrya 1701 g. i perepisnye knigi votchiny Dionisieva Glushitskogo monastyrya 1702 g. // Vestnik tserkovnoj istorii. 2013. № 3/4(31/32). S. 138–177.

6. Bashnin N.V., Cherkasova M.S. Kak nachinalas' tserkovnaya reforma Petra I? (Po materialam severnorusskikh eparkhij 1690–1700-kh gg.) // Canadian-American Slavic Studies. 2021. T. 55. № 1. S. 24–50.

7. Bulygin I.A. Monastyrskie krest'yane Rossii v pervoj chetverti XVIII veka. M., 1977.

8. Gorchakov M. Monastyrskij prikaz (1649–1725 gg.). Opyt istoriko-yuridicheskogo issledovaniya. SPb., 1868.

9. Kustova E.V. Vedomosti monashestvuyuschikh 1724 goda kak istoricheskij istochnik: informatsionnyj potentsial i stepen' dostovernosti // Vestnik Permskogo universiteta. Ser. Istoriya. 2015. № 4(31). S. 51.

10. Panchenko A.M. Avraamij // Slovar' knizhnikov i knizhnosti Drevnej Rusi. Vyp. 3 (XVII v.). Ch. 1. SPb., 1992. S. 34–36.

11. Perepisnye knigi vologodskikh monastyrej XVI–XVIII vv.: issledovanie i teksty / Izd. podgot. O.N. Adamenko, N.V. Bashnin, M.S. Cherkasova pri uchastii A.P. Anishinoj, N.A. Baraevoj, E.A. Vinogradovoj, A.N. Krasikova, S.N. Smol'nikova, I.N. Shaminoj. Vologda, 2011. S. 137–200. 248–260.

12. Pokrovskij I.M. Russkie eparkhii v XVI–XIX vv., ikh otkrytie, sostav i predely. Opyt tserkovno-istoricheskogo, statisticheskogo i geograficheskogo issledovaniya. T. 2. Kazan', 1913.

13. Sedov P.V. «Vse-de nyne gosudarevo»: traditsii i novatsii v tserkovnoj reforme Petra I // Fenomen reform na zapade i vostoke Evropy v nachale Novogo vremeni (XVI–XVIII vv.). Sbornik statej. SPb., 2013. S. 122–124.

14. Sedov P.V. Snyatie tserkovnykh kolokolov dlya lit'ya pushek v nachale Severnoj vojny // Peterburgskij istoricheskij zhurnal. 2014. № 1. S. 25–40.

15. Sokolova N.V. Opisanie tserkovno-monastyrskikh vladenij v protsesse sekulyarizatsii nachala XVIII v.: Opyt rekonstruktsii (na materialakh Nizhegorodskogo uezda) // Severo-Zapad v agrarnoj istorii Rossii: Mezhvuzovskij tematicheskij sbornik nauchnykh trudov. Kaliningrad, 2008. S. 44–60.

16. Uglich: materialy dlya istorii goroda XVII i XVIII stoletij. M., 1887.

17. Cherkasova M.S. Vologda i Ustyug v ehpokhu Petra I (kraevedcheskie ocherki). Vologda, 2021. S. 62–75.

18. Shamin S.M. «Donosheniya» voronezhskogo svyaschennika Savvy Ivanovicha Dugina v dokumentakh Tajnoj kantselyarii // Vestnik tserkovnoj istorii. 2015. № 3/4(39/40). S. 97–147.

19. Shamin S.M. «Prokurorom i fiskalom ne byt' vovse»: o proekte peredachi funktsij prokurorov i fiskalov dukhovenstvu (1731 g.) // Vestnik tserkovnoj istorii. 2020 № 1/2(57/58). S. 154–164.

20. Shamin S.M. Videniya svyaschennika S.I. Dugina i «paskvil'» na arkhiepiskopa Feofana (Prokopovicha) 1731 g. // Vestnik tserkovnoj istorii. 2019. № 1/2(53/54). S. 86.

21. Shamin S.M., Shamina I.N. Pechatnye knigi v biblioteke tul'skogo Ioanno-Predtechenskogo monastyrya v 1701 g.: k voprosu o vytesnenii iz obikhoda rukopisnykh knig // Vspomogatel'nye istoricheskie distsipliny v sovremennom nauchnom znanii. Materialy XXXIII mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii. M., 2020. S. 446–449.

22. Shamina I.N. Opis' imuschestva vologodskogo Pavlova Obnorskogo monastyrya 1701–1702 godov // Vestnik tserkovnoj istorii. 2010. № 1/2(17/18). S. 17–107.

23. Shamina I.N. Perepisnaya kniga vologodskogo Spaso-Nuromskogo monastyrya i ego votchiny 1701–1702 gg. // Vestnik tserkovnoj istorii. 2020. № 1/2(57/58). S. 5–37.

24. Shamina I.N. Perepisnaya kniga Uspenskoj Semigorodnej pustyni Vologodskogo uezda 1702 g. // Vestnik tserkovnoj istorii. 2017. № 1/2(45/46). S. 104.

25. Shamina I.N. Perepisnye knigi kolomenskikh Spaso-Preobrazhenskogo, Golutvina, Bobreneva i Brusenskogo monastyrej 1701 g. // Vestnik tserkovnoj istorii. 2017. № 3/4(47/48). S. 96–226.

26. Shamina I.N. Prepodobnyj Innokentij Komel'skij i osnovannyj im monastyr' // Vestnik tserkovnoj istorii. 2009. № 1/2(13/14). S. 89.

Система Orphus

Loading...
Up