Revolution and theater, revolution as theater

 
PIIS086956870016235-9-1
DOI10.31857/S086956870016235-9
Publication type Review
Source material for review Гордеев П.Н. Государственные театры России в 1917 году. Изд. 2, испр. и доп. CПб.: РПГУ им. А.И. Герцена, 2020. 856 с.
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Russian History, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameRossiiskaia istoriia
EditionIssue 4
Pages214-219
Abstract

              

Keywords
Received30.04.2021
Publication date10.08.2021
Number of characters16135
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Увесистый том начинается словами: «Эта книга – исследование по истории русской революции». Звучит неожиданно, однако в полной мере соответствует исследовательскому пафосу автора. Взгляд на революцию через её отражения, особенно в театральной жизни, историографически и эпистемологически давно назрел. Однообразные «политические» интерпретации революционного хаоса становятся познавательно бесплодными в силу утраты «живых людей» и новых идей.
2 В данной монографии речь идёт не только и не столько о самом театре, о котором и без того написано немало. Автор предлагает взгляд на революцию из театра, точнее, из бывших императорских театров. Их в России существовало пять: Александринский, Мариинский, Михайловский в столице, Большой и Малый в Москве. Они всегда играли роль своеобразного камертона театральной жизни, а в 1917 г. невольно стали частью революционного действа. Возник по-своему символичный парадокс: бывшим «придворным» театрам предстояло выжить в предельно взбаламученной среде в качестве государственных сценических площадок. Это открыло возможность взглянуть на революцию из «иного» – всё ещё непривычного – измерения.
3 Исследование Гордеева разделено на четыре главы. В первой показано, как революция вторглась в размеренную театральную жизнь, выдвинув новых людей, претендующих на её реформирование. Во второй передаётся та сумбурная атмосфера, в которой делались попытки выработать «театральную конституцию», способную удовлетворить естественное стремление творческих людей к автономному существованию (привычно оставаясь при этом под крылом власти). Третья посвящена описанию противоречивых мнений и резолюций по поводу «конституции», высказанных «большими» и «малыми» служителями сцены. Наконец, в четвёртой прослежено влияние революционных потрясений на «души» той особой породы людей, которые привыкли изумлять публику своими перевоплощениями. Революционный «театр» задавал им новые правила игры.
4 Перед нами попытка пересказать историю революции через эмоции людей, вроде бы далёких от неё в силу специфики профессии. Несомненно, это тот самый трудноуловимый метанарратив революции, который сыграл в её ходе значительную, но всё ещё недостаточно оценённую роль1. В связи с этим весьма впечатляет «пёстрая» источниковая база исследования. Автором использованы материалы 20 архивов и рукописных отделов музеев Санкт-Петербурга и Москвы, пресса (не только театральная), а также мемуарное наследие видных деятелей культуры (опубликованное и неопубликованное). Из этих разнообразных документов складывается та эмоциональная аура эпохи, в которую давно пора вглядеться историкам революции. Использование «человеческих» документов позволило создать уникальную работу, способную вызвать интерес широкого круга профессиональных обществоведов и рядовых читателей. 1. См.: Булдаков В.П. Метанарративы и микронарративы Русской революции: к переосмыслению сложившихся представлений // Столетие русской революции 1917 года и её значение в мировой истории и культуре. Будапешт, 2018; Булдаков В.П. Эмоциональные нарративы Гражданской войны в России (провинциальная газетная поэзия, 1918–1920 гг.) // Гражданская война в России. Жизнь в эпоху социальных экспериментов и военных испытаний, 1917–1922. СПб., 2020.

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 381

Readers community rating: votes 0

1. Buldakov V.P. Metanarrativy i mikronarrativy Russkoj revolyutsii: k pereosmysleniyu slozhivshikhsya predstavlenij // Stoletie russkoj revolyutsii 1917 goda i eyo znachenie v mirovoj istorii i kul'ture. Budapesht, 2018.

2. Buldakov V.P. Ehmotsional'nye narrativy Grazhdanskoj vojny v Rossii (provintsial'naya gazetnaya poehziya, 1918–1920 gg.) // Grazhdanskaya vojna v Rossii. Zhizn' v ehpokhu sotsial'nykh ehksperimentov i voennykh ispytanij, 1917–1922. SPb., 2020.

3. Buldakov V.P., Leont'eva T.G. 1917 god. Ehlity i tolpy: kul'turnye landshafty Russkoj revolyutsii. M., 2017. S. 99.

4. Tyutyukin S.V. Aleksandr Kerenskij. Stranitsy politicheskoj biografii (1905–1917 gg.). M., 2012. S. 84, 226.

Система Orphus

Loading...
Up