Оптимистическая трагедия

 
Код статьиS086956870015478-6-1
DOI10.31857/S086956870015478-6
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва Кельнер В.Е. Щит. М.М. Винавер и еврейский вопрос в России в конце XIX – начале ХХ века. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2018. 510 с., ил.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН (Улан-Удэ)
Адрес: Российская Федерация, Улан-Удэ
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 3
Страницы223-225
Аннотация

   

Ключевые слова
Дата публикации27.06.2021
Кол-во символов8531
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Известный адвокат и политический деятель М.М. Винавер – неоднозначная и трагическая фигура, игравшая заметную роль в общественном движении, захлестнувшем Российскую империю на рубеже XIX–ХХ вв. Не претендуя на создание полной его биографии, петербургский историк В.Е. Кельнер видит в нём прежде всего «главного еврейского защитника» и лоббиста (с. 5, 13). Для создания данного образа исследователю пришлось годами собирать и систематизировать разбросанный – без преувеличения – по всему миру архив Винавера, вникать в его рукописи, размышления, переписку, анализировать обширный массив воспоминаний единомышленников и противников, видевших в нём, несмотря на разногласия, неординарную личность, способную приковывать к себе внимание и вызывать уважение. Блестящий полемист и умелый организатор, он умел слушать и направлять к единой цели людей разных политических взглядов и вместе с тем готов был признать право на существование даже совершенно чуждых ему идей (с. 447). Неудивительно, что в еврейской среде Винавер, часто непонятый и непринятый, оказывался отступником, а в русской – «нахальным евреем» (с. 18). Однако обвинявшие его в тщеславии и самолюбовании, по мнению Кельнера, просто не испытали пройденной им школы унижения (с. 153).
2 Создавая портрет личности в контексте эпохи, Кельнер не случайно взял эпиграфом к одной из глав высказывание Р. Эмерсона: «В сущности, никакой истории нет; есть только биографии». Шаг за шагом исследователь реконструирует среду, в которой формировался Винавер – студент университета в Варшаве, где антисемитизм являлся элементом польского национализма, а затем начинающий юрист в петербургском обществе, в котором юдофобия не считалась чем-то маргинальным. Это было время «тихих» погромов с вытеснением евреев из обжитых мест, процентными квотами в университетах и «запретами на профессию», когда адвокатура оставалась одним из немногих островков вольнодумства в империи (с. 69). Выдвинувшись из целой плеяды юристов еврейского происхождения – блестящих интеллектуалов, участвовавших в русском литературном процессе, но «обречённых властью на судьбу подмастерий», боровшихся с проявлениями антисемитизма и критиковавших бесправное положение евреев, Винавер быстро стал фигурой общероссийского масштаба (с. 91). Он ловко использовал думскую трибуну, наступательную публицистику, активизацию еврейских общественных и просветительских организаций и резонансные события: погромы, роспуск Думы, «Чириковский инцидент», «дело Бейлиса». Автор монографии усматривает в этом черты своего рода лоббизма, понимаемого как «комплекс мероприятий, призванный поставить еврейский вопрос в центр общественной и политической жизни страны» (с. 22). При этом, защищая интересы своего народа, Винавер не только не отделял их от судьбы России , но, напротив, теснейшим образом связывал с успехом общей борьбы против самодержавия за полное преобразование государственного строя. В этом отношении еврей Винавер представлял собой обычного русского интеллигента.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 386

Оценка читателей: голосов 0

1. Кельнер В.Е. Щит. М.М. Винавер и еврейский вопрос в России в конце XIX – начале ХХ века. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2018. 510 с., ил.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх