Поход, которого не было

 
Код статьиS086956870013458-4-1
DOI10.31857/S086956870013458-4
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва Козлов Д.Ю. «Шведский поход» адмирала Эссена (июль 1914 года). М.: Квадрига, 2019. 328 с.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 1
Страницы188-191
Аннотация

       

Ключевые слова
Получено22.12.2020
Дата публикации18.03.2021
Кол-во символов10415
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Многочисленные работы Д.Ю. Козлова хорошо известны историкам, изучающим участие русского флота в Первой мировой войне. Для него всегда характерны прекрасное знание предмета, высокая культура анализа источников, уважительное отношение к трудам предшественников1. Новая монография историка посвящена весьма сложной теме – планированию командованием Балтийского флота возможных действий накануне столкновения с Германией. При этом раскрывается она в контексте большой политики и стратегии России и её соседей. 1. См., в частности: Козлов Д.Ю. Корабельное противолодочное оружие и его боевое применение по опыту действий Российского флота в Первой мировой войне (1914–1917). СПб., 1997; Козлов Д.Ю. Флот в румынской кампании 1916–1917 годов. СПб., 2003; Козлов Д.Ю. Британские подводные лодки в Балтийском море. 1914–1918 гг. СПб., 2006; Козлов Д.Ю. «Мемельская операция» флота Балтийского моря. Июнь 1915 года. М., 2007; Козлов Д.Ю. Сражение за Рижский залив. Лето 1915. М., 2007; Козлов Д.Ю. Цель – шведская руда. Действия надводных сил флота Балтийского моря на неприятельских коммуникациях в кампанию 1916 года. М., 2008; Козлов Д.Ю. «Странная война» в Чёрном море (август–октябрь 1914 года). М., 2009; Козлов Д.Ю. Нарушение морских коммуникаций по опыту действий Российского флота в Первой мировой войне (1914–1917). М., 2013; Козлов Д.Ю. Во главе действующего флота. Система управления морскими силами России накануне и в годы Первой мировой войны. М., 2014.
2 Как известно, кораблями на Балтике с 1908 по 1915 г. командовал адмирал Н.О. Эссен – один из героев Порт-Артура, прославившийся в боевых действиях на морских подступах к крепости хладнокровием, личным бесстрашием и редкой для военных того времени способностью, проявляя инициативу, брать на себя ответственность не только за принятие решений, но и за их выполнение. В 1904 г. эти качества обратили на себя внимание вице-адмирала С.О. Макарова, благоволившего Эссену.
3 Те же черты определяли его поведение летом 1914 г. В тот момент линейные корабли дредноутного типа ещё не были готовы, батареи на островах, которым предстояло прикрывать оборонительную минно-артиллерийскую позицию в Финском заливе, имели на вооружении только орудия небольшого калибра, один из двух самых мощных кораблей флота – линкор «Андрей Первозванный» – находился на ремонте в Кронштадте.
4 Между тем Эссен почти одновременно получил известия о том, что 12(25) июля Германия и Швеция заключили союз, а немецкая эскадра вышла из Киля, держа курс на Данциг. Это означало, что через 30–36 часов она могла оказаться у Поркалаудда. Если бы это произошло, остановить её без минных заграждений было бы невозможно. Поэтому Николай Оттович без санкций свыше решился минировать Поркалауддскую позицию. «Пусть меня потом сменят, – заявил адмирал, – но я ставлю заграждение»2. Впрочем, его действия получили одобрение, что и неудивительно, поскольку 16(29) июля 1914 г., перед тем как поставить свою подпись на указе об общей мобилизации, морской министр адмирал И.К. Григорович констатировал: «Флот наш не в состоянии состязаться с немецким, Кронштадт не предохранит столицу от бомбардировок»3. Положение было столь опасным, что предполагалось даже вывести недостроенный дредноут «Петропавловск» и использовать его в качестве плавучей батареи у Наргена4. 2. Черномор (Люби К.Г.) Волны Балтики 1914–1915 гг. Рига, 1939. С. 27.

3. Добророльский С.К. О мобилизации русской армии в 1914 г. // Военный сборник Общества ревнителей военных знаний. Белград, 1921. Кн. 1. С. 106.

4. Козлов Д.Ю. Нарушение морских коммуникаций… С. 148.
5 В этой обстановке у Эссена появился план: захватить инициативу, предъявив шведам ультиматум, а в случае его отклонения – атаковать шведские корабли (с. 7). Следует отметить, что люди, прошедшие через русско-японскую войну, в 1914 г. частенько становились ярыми сторонниками идеи превентивного удара. Командующий Черноморским флотом адмирал А.А. Эбергард тоже считал необходимым перейти к упреждающим действиям на Босфоре и, как показали дальнейшие события, в общем-то был прав5. Однако Ставка во главе с вел. кн. Николаем Николаевичем отказалась поддержать адмиральскую инициативу как на севере, так и на юге (с. 7). 5. Айрапетов О.Р. Участие Российской империи в Первой мировой войне. Т. 1. М., 2014. С. 334–335.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 416

Оценка читателей: голосов 0

1. Айрапетов О.Р. Участие Российской империи в Первой мировой войне. Т. 1. М., 2014. С. 334–335.

2. Восточно-Прусская операция. Сборник документов мировой империалистической войны на русском фронте (1914–1917). М., 1939. С. 337.

3. Добророльский С.К. О мобилизации русской армии в 1914 г. // Военный сборник Общества ревнителей военных знаний. Белград, 1921. Кн. 1. С. 106.

4. Козлов Д.Ю. «Мемельская операция» флота Балтийского моря. Июнь 1915 года. М., 2007.

5. Козлов Д.Ю. Британские подводные лодки в Балтийском море. 1914–1918 гг. СПб., 2006.

6. Козлов Д.Ю. Во главе действующего флота. Система управления морскими силами России накануне и в годы Первой мировой войны. М., 2014.

7. Козлов Д.Ю. Корабельное противолодочное оружие и его боевое применение по опыту действий Российского флота в Первой мировой войне (1914–1917). СПб., 1997.

8. Козлов Д.Ю. Нарушение морских коммуникаций по опыту действий Российского флота в Первой мировой войне (1914–1917). М., 2013.

9. Козлов Д.Ю. Сражение за Рижский залив. Лето 1915. М., 2007.

10. Козлов Д.Ю. Флот в румынской кампании 1916–1917 годов. СПб., 2003.

11. Козлов Д.Ю. Цель – шведская руда. Действия надводных сил флота Балтийского моря на неприятельских коммуникациях в кампанию 1916 года. М., 2008.

12. Козлов Д.Ю. «Странная война» в Чёрном море (август–октябрь 1914 года). М., 2009.

13. Меркушов В.А. Записки подводника 1905–1915. М., 2004. С. 180.

14. Черномор (Люби К.Г.) Волны Балтики 1914–1915 гг. Рига, 1939. С. 27.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх