Рец. на: П.И. Тахнаева. Гуниб, август 1859 г. «Последние дни джихада в Дагестане…». Махачкала: Мавраевъ, 2018. 352 с., ил.

 
Код статьиS086956870013456-2-1
DOI10.31857/S086956870013456-2
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва П.И. Тахнаева. Гуниб, август 1859 г. «Последние дни джихада в Дагестане…». Махачкала: Мавраевъ, 2018. 352 с., ил.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный институт международных отношений (университет)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 1
Страницы181-183
Аннотация

      

Ключевые слова
Получено20.10.2020
Дата публикации18.03.2021
Кол-во символов7400
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 История Кавказской войны, и в том числе – её завершения, не только по-прежнему дискуссионна, но и сильно политизирована. Если в советский период данная тематика пребывала в жёстких рамках и находилась под партийно-государственным контролем, то в последние десятилетия периодически появляются легенды и домыслы, связанные с одной из культовых для Дагестана фигур – имамом Шамилем. Последний год существования имамата давно оброс легендами и мифами и остаётся под сильнейшем идеологическим прессом, что, по справедливому замечанию П.И. Тахнаевой, постоянно провоцирует «всевозможные околонаучные спекуляции» (c. 15)1. Вместе с тем Гунибская эпопея августа 1859 г. и пленение имама Шамиля до сих пор не становились предметом специального анализа, утонув в общих трудах. Даже в многотомной «Истории Дагестана» должного внимания им не уделялось (с. 16–17). А при их изложении в работах, посвящённых Шамилю, встречаются вопиющие ошибки и домыслы (с. 31–37). 1. Подробнее см.: Тахнаева П.И. Имамат Шамиля в современной историографии // Историческая экспертиза. 2016. № 1. С. 200–209; Манышев С.Б. Основные тенденции в постсоветской (современной) историографии Кавказской войны XIX в. на примере работ дагестанских авторов // Кавказский сборник. Т. 11(43). М., 2019. С. 105–119.
2 В своём исследовании Патимат Тахнаева их тщательно выявляет и устраняет, опираясь на сравнительный анализ широкого круга как русских, так и северокавказских источников, в том числе – созданных людьми из ближайшего окружения имама. Характерно, что даже в название книги включены слова из сочинения Абдурахмана ал-Газикумуки, сына духовного наставника Шамиля – знаменитого шейха Джемал Эддина Казикумухского (c. 6). Ведь, как констатировал В.О. Бобровников, «в науке остаётся… важная проблема использования местных мусульманских источников на восточных языках» и «до сих пор даже крупнейшие русисты допускают в передаче исламских реалий и даже местных названий и имён грубые ошибки»2. Тахнаева активно и свободно рассматривает тексты на русском, арабском и аварских языках, что выгодно отличает её труд от многих других. Некоторые документы вводятся ею в научный оборот впервые (например, письмо, отправленное Джемал Эддином Шамилю 20 августа 1859 г.). 2. Бобровников В.О. Историк джихада Хаджжи-Али ал-Чухи (из Чоха) // Кавказский сборник. Т. 10(42). М., 2017. С. 185–186.
3 Монография Тахнаевой стала результатом многолетней работы в архивах и библиотеках Москвы, Калуги, Махачкалы, Владикавказа и Тбилиси. Исследовательнице удалось «подробно реконструировать хронику последних месяцев и дней государства Шамиля в контексте военно-политического положения на Кавказе», а также «провести грань между аргументированным историческим знанием и воображаемыми домыслами» (с. 2). Это редкая в современной научной литературе пошаговая хроника, воссоздающая по дням и даже часам действия в июле и августе 1859 г., раскрывающая организацию укреплений горы Гуниб, выявляющая силы горцев и эволюцию планов Петербурга и кн. А.И. Барятинского.
4 Критически анализируя и сравнивая различные свидетельства, Тахнаева детально прослеживает весь ход переговоров между Шамилем и русским командованием, ею перечисляются переговорщики и участники встреч, обозначены позиции сторон и все предложения, требования и условия, обсуждавшиеся с первой встречи вблизи Гуниба 19 августа, учитывается при этом и ответная реакция на них. Столь скрупулёзное описание полностью опровергает распространяемую в Дагестане в последние годы спекулятивную версию о том, что имам якобы был обманут русскими генералами. Кратко очерчена автором и дальнейшая судьба Шамиля, вплоть до его смерти в Медине в 1871 г. В частности, говорится об определении сословного статуса членов его семейства, обстоятельствах принесения им верноподданнической присяги российскому императору в 1866 г. и появления затем его знаменитого письма Александру II, которое многие современные общественно-политические деятели нередко ошибочно называют «политическим завещанием». В отдельной главе опровергаются популярные на Северном Кавказе представления об участии в обороне Гуниба чеченского наиба Байсунгура Беноевского, который, по современной легенде, якобы смог сбежать от русских войск (с. 240–252).

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 571

Оценка читателей: голосов 0

1. Тахнаева П.И. Имамат Шамиля в современной историографии // Историческая экспертиза. 2016. № 1. С. 200–209/

2. Манышев С.Б. Основные тенденции в постсоветской (современной) историографии Кавказской войны XIX в. на примере работ дагестанских авторов // Кавказский сборник. Т. 11(43). М., 2019. С. 105–119.

3. Бобровников В.О. Историк джихада Хаджжи-Али ал-Чухи (из Чоха) // Кавказский сборник. Т. 10(42). М., 2017. С. 185–186.

4. Переписка с имамом Шамилем и его семейством. 1859–1871 гг. // Муханов В.М. Покоритель Кавказа князь А.И. Барятинский. М., 2007. С. 378–395.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх