Испытание школой

 
Код статьиS086956870012948-3-1
DOI10.31857/S086956870012948-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт российской истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 6
Страницы174-179
Аннотация

          

Ключевые слова
Получено04.11.2020
Дата публикации18.12.2020
Кол-во символов18870
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Сфера образования – одна из тех институций советского общества, отношение к которым всегда оставалось преимущественно комплиментарным (даже в 1990-х гг. когда, казалось бы, существовал простор для тотальной критики недавнего прошлого). «Лучшее в мире» образование – столп ностальгии по «советской жизни» и регулярно подаётся в числе главных достижений СССР. «За возврат к лучшим традициям советской школы» выступают государственные чиновники1, а блогосфера полнится окрашенными в розовые тона воспоминаниями о любимых учителях и дружных классах. Создаётся впечатление, что образовательные учреждения являлись настоящими оазисами благополучия.

1. Савицкая Н. Министр Ольга Васильева – за возврат к лучшим традициям советской школы // Независимая газета. 2017. 20 января (URL: >>>>).
2 Парадокс, но при столь интенсивном общественном интересе в данной сфере относительно немного научных исследований. Внимание учёных фокусируется прежде всего на политике, экономике, культуре, тогда как жизнь и работа сферы образования по большей части рассматривается вскользь, в общем ряду преобразований. Это тем более странно, что она сохраняла важнейшее, «политическое» значение весь советский период, регулярно становилась объектом внимания власти и безусловно нуждается в самостоятельном изучении. В этой связи можно лишь приветствовать выход издания, освещающего один из самых драматичных этапов истории советской школы и затрагивающего массу сюжетов. Рассмотрены система начального и среднего образования в СССР, проблема «всеобщего обучения», усилия по ликвидации неграмотности и организации политехнического обучения, раздельного обучения и школ-интернатов, борьба с наследием «культа личности». Подробно изучены подготовка, ход и результаты знаменитой «хрущёвской» реформы 1958 г., пристальное внимание уделено повседневности педагогов и их подопечных.
3 Исследование проведено на основе широкого круга источников и насыщено самой разнообразной информацией, в особенности ранее не вводившейся в научный оборот. Документы-то и рисуют картину, которая в свете ностальгических реминисценций может озадачить, шокировать, возмутить. Ведь в них – явления, которые из-за распространённой в последние годы в общественном пространстве лакировки прошлого далеко не у всех ассоциируются не то что со школой, а вовсе с общественным строем тех лет: безработица учителей и учащихся, их «неуставные отношения», тяготы быта, морально-нравственные проблемы (правонарушения, самоубийства, конфликт поколений, «половой вопрос» и т.д.)… Пребывание в советской школе внезапно оказывается далёким от идиллии – ведь пропагандистский фасад скрывал весьма неприглядную повседневность. Хотя, конечно, автор не ставила перед собой задачи «сорвать покровы». Перед нами спокойное, обстоятельное и дотошное исследование, выполненное в лучших традициях отечественной исторической школы. Однако о реакции неподготовленного читателя остаётся только догадываться.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 400

Оценка читателей: голосов 0

1. Савицкая Н. Министр Ольга Васильева – за возврат к лучшим традициям советской школы // Независимая газета. 2017. 20 января (URL: https://www.ng.ru/ideas/2017-01-20/8_6908_ministr.html).

2. Черных А. «Советская школа не заботилась о личности отдельного ребёнка». Как начиналась образовательная реформа в позднем СССР и к чему она привела (URL: https://mel.fm/druzya_mela/1457980-last30).

3. Скаландис А. Братья Стругацкие. М., 2008. С. 53.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх