Великокняжеское детство: воспитание и образование царских сыновей в XIX в.

 
Код статьиS086956870010794-4-1
DOI10.31857/S086956870010794-4
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва Сидорова А.Н. «Образовать в детях ум, сердце и душу». Воспитание великих князей в семьях императоров Николая I и Александра II. М.: Кучково поле; Музеон, 2019. 384 с., ил.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 4
Страницы237-241
Аннотация

       

Ключевые слова
Источник финансированияМатериал подготовлен в рамках деятельности Выдающейся научной школы МГУ имени М.В. Ломоносова «Трансформации культуры, общества и истории: философско-теоретическое осмысление».
Получено11.06.2020
Дата публикации07.09.2020
Кол-во символов12865
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Семейная, династическая история Дома Романовых в последние годы активно изучается. Книга А.Н. Сидоровой, посвящённая воспитанию сыновей Николая I и Александра II, не являвшихся первенцами (и соответственно не игравших роли наследника престола), – важный шаг в этом направлении. На фоне многих других работ по данной тематике она отличается колоссальной источниковой базой, значительная часть которой до сих пор остаётся неопубликованной и не привлекала ещё внимание исследователей.

2

В первой части работы автор кратко очерчивает историю великокняжеского титула и место института великих князей в государственной системе Российской империи после издании в 1797 г. Акта о престолонаследии и Учреждения об Императорской фамилии. Поскольку павловское нормотворчество, прочерчивая границы возможного и невозможного, фиксировало права и обязанности августейших особ (правда, лишь косвенно и только в вопросах престолонаследия), исследовательница даже уподобляет их «особой сословной общности со своими специфическими правами и обязанностями» (с. 25), что всё же едва ли корректно. Впрочем, затем она абсолютно справедливо отмечает внесословный и внеправовой – по отношению к юрисдикции общих законов – статус великих князей (с. 38). Исчерпывающе раскрыв служебный функционал родственников царя (с. 41–42), Сидорова видит в них «промежуточное и связующее звено между самодержцем и элитой общества – высшими слоями бюрократии и дворянства» (с. 41). Однако такое несколько упрощённое представление неизбежно предполагает определённую формализацию, в то время как каждый из царских детей, а позднее и всех потомков Николая I в XIX – начале XX в. занимал собственную уникальную нишу в политической иерархии. Императоры лично определяли должностные обязанности и положение своих сыновей, братьев и дядьёв, деятельность которых подчас вызывала у сановников скепсис, а к концу XIX в. – с трудом скрываемое, а иногда и нескрываемое недовольство.

3

Сидорова обстоятельно излагает историю создания, оглашения и публикации законов 1797 г. (с. 25–29), их применения в сложной династической ситуации последних лет жизни Александра I и междуцарствия (с. 29–31), анализирует манифесты 1826 и 1855 гг. (с. 31) и корректировку Учреждения об Императорской фамилии в 1820, 1861, 1885 и 1886 гг. (с. 32–33). В книге приведены сведения о титуловании великих князей, их гербах и орденах (с. 34–35), формах присяги и церемониале её принесения (с. 38–41). Не забыто и о полагавшемся им материальном обеспечении (с. 35–37). Говоря о регламентации семейно-брачных отношений великих князей, Сидорова называет «обязательным условием» принадлежность невест к православию или их обращение в греко-российскую веру непосредственно перед замужеством (с. 35). Между тем это правило с 1870-х гг. не раз нарушалось. Так, вел. кн. Мария Павловна-старшая, супруга вел. кн. Владимира Александровича, приняла православие лишь через 33 года после замужества, менее чем за год до кончины мужа. А жена вел. кн. Константина Константиновича – вел. кн. Елизавета Маврикиевна – ушла из жизни лютеранкой.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 482

Оценка читателей: голосов 0

1. Андреев Д.А. «Наследник, но не цесаревич» // Родина. 2011. № 7.

2. Мемуары графа С.Д. Шереметева. Т. 1. М., 2004. С. 417–418, 421.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх