Старообрядчество и Учредительное собрание в 1917–1918 гг.

 
Код статьиS086956870009264-1-1
DOI10.31857/S086956870009264-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 2
Страницы174-185
Аннотация

  

Ключевые слова
Получено21.01.2020
Дата публикации06.05.2020
Кол-во символов39213
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Старообрядцы резко осудили захват власти большевиками в октябре 1917 г., назвав новое правительство Бичом Божиим, но как настоящие христиане они и после этого верили, что Христос «не попустит, чтобы нетленное злато тысячелетнего опыта христианской жизни русского народа было растоптано безумной толпой»1. Основную надежду ревнители древнего благочестия с весны 1917 г. связывали с Учредительным собранием. Оно воспринималось как «хозяин нашей родины»2, который «будет решать дальнейшие судьбы России»3. Один из наиболее авторитетных идеологов староверов – начётчик4 Ф.Е. Мельников предполагал, что оно решит вопрос «об образе правления страной, затем пойдут вопросы социальные, экономические, финансовые, национальные и проч.»5. Представители разных согласий, в том числе беспоповцев, рассчитывали, что Учредительное собрание проведёт «социальные реформы, без которых политическая свобода не будет иметь действенности и значения для трудовых классов населения»6. В сформированной к маю–июню 1917 г. «Политической программе старообрядчества всех согласий» провозглашалось, что Учредительное собрание созывается по решению народа, и вся страна подчинится его «установлениям»: «как оно решит все главные государственные вопросы, так и будет»7. 1. Анофриев Н. Христианство и революция // Вестник Всероссийского союза христиан поморского согласия (далее – Вестник ВСХПС). 1917. № 3. С. 1. Подробнее об отношении староверов к революции см.: Керов В.В. Старообрядчество в 1917 г. // Российская история. 2018. № 1. С. 143160.

2. Козьмин К., свящ. За кого подавать голоса на выборах в Учредительное собрание // Братство. Церковно-общественный журнал, издаваемый периодически Советом всероссийского старообрядческого во имя Св. Николы братства. 1917. № 1. С. 2.

3. ОР РГБ, ф. 260, к. 2, д. 20, л. 4.

4. Начётчики (начитанные люди) в старообрядчестве «знатоки старой веры», Священного Писания и Предания, церковной письменности, прежде всего «старопечатной» (дониконовской), богословы, религиозные писатели, профессиональные полемисты, активно дискутировавшие с синодальными миссионерами и адептами других согласий и защищавшие «истину и правоту старообрядчества» (Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви. Барнаул, 1999. С. 479492).

5. Слово Церкви. 1917. № 1–11. С. 197.

6. Вестник ВСХПС. 1917. № 1. С. 5.

7. Политическая программа старообрядчества всех согласий // Слово Церкви. 1917. № 23. С. 418.
2 Многие старообрядцы, с нетерпением ожидая скорейших выборов, думали занять на них достойное место. Попечитель Московского старообрядческого института Т.С. Морозов уже в начале марта призывал Мельникова начать подготовку к избирательной кампании, чтобы провести в Собрание несколько депутатов, которые «могли бы отстаивать наши нужды перед новым правительством» и обсуждать общегосударственные дела «как лица, понимающие правильно русскую историю и носители древнерусской культуры». Для этого следовало составить их список и начать агитацию в пользу намеченных кандидатов8. Мельников согласился с тем, что старообрядцам «нужно быть готовым» к этому9. 8. ОР РГБ, ф. 164, к. 25, д. 5, л. 5 об.

9. Слово Церкви. 1917. № 10–11. С. 197.
3 На всех собраниях и заседаниях в 1917 г. староверы обязательно говорили об Учредительном собрании и своём участии в его подготовке и последующей деятельности. Как правило, об этом делали доклады лица, пользовавшиеся заслуженным авторитетом. Так, 5 марта в Политехническом музее перед московскими старообрядцами выступал Н.Н. Пушков10. 23 марта Н.П. Ануфриев разъяснял собранию старообрядцев Москвы всех согласий (белокриницких, беглопоповцев, поморцев, федосеевцев и др.), что такое Учредительное собрание, чем оно будет заниматься, как должно формироваться, и т.д.11 Старообрядческая печать публиковала множество специальных, часто обширных материалов о целях Учредительного собрания, о нормах, регулирующих проведение выборов, об избирательных комиссиях, правилах выдвижения кандидатов и их списков и т.п. Как правило, эти статьи содержали подробные рекомендации12. 10. Там же.

11. ОР РГБ, ф. 260, к. 15, д. 9, л. 1.

12. В. Х[вальковск]-ий. Положение о выборах в УС // Вестник ВСХПС. 1917. № 2. С. 58; К выборам в Учредительное собрание // Там же. № 3. С. 11; М. Учредительное собрание // Там же. № 4. С. 46; Наставление к выборам в Учредительное собрание // Слово Церкви. 1917. № 43. С. 716; Учредительное собрание // Там же. № 49. С. 777779.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 541

Оценка читателей: голосов 0

1. Анофриев Н. Христианство и революция // Вестник Всероссийского союза христиан поморского согласия (далее – Вестник ВСХПС). 1917. № 3. С. 1.

2. Боровик Ю.В. Старообрядческие общества Урала в 1917–1921 гг. // Известия Уральского государственного университета. 2004. № 31. С. 106.

3. Боровик Ю.В. Старообрядчество Урала и Зауралья на переломе эпох (1905–1927). Автореф. дис. … канд. ист. наук. Екатеринбург, 2003. С. 20.

4. В. Х[вальковск]-ий. Положение о выборах в УС // Вестник ВСХПС. 1917. № 2. С. 5–8.

5. Доклад старообрядческого епископа Иннокентия Нижегородскому губернскому съезду политического союза старообрядческих согласий // Слово Церкви. 1917. № 44. С. 733.

6. Инговатов В.Ю., Старухин Н.А. К вопросу об истории отношения старообрядчества к государственной власти на примере общин Алтая в 1917–1920 гг. // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы. М., 1998. С. 38.

7. Керов В.В. Старообрядчество в 1917 г. // Российская история. 2018. № 1. С. 143–160.

8. Кириллов И. Божья воля // Слово Церкви. 1917. № 10–11. С. 181.

9. Кириллов И. Старообрядцы и Учредительное собрание // Слово Церкви. 1917. № 43. С. 711.

10. Клюкина Ю.В. Старообрядцы и политические партии в 1905–1917 гг. // Проблемы истории России. Вып. 5. Екатеринбург, 2003. С. 337–338.

11. Козьмин К., свящ. За кого подавать голоса на выборах в Учредительное собрание // Братство. Церковно-общественный журнал, издаваемый периодически Советом всероссийского старообрядческого во имя Св. Николы братства. 1917. № 1. С. 2.

12. Колоницкий Б.И. Символы власти и борьба за власть: К изучению политической культуры российской революции 1917 года. СПб., 2012. С.

13. Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви. Барнаул, 1999. С. 479–492.

14. Наставление к выборам в Учредительное собрание // Слово Церкви. 1917. № 43. С. 716.

15. Политическая программа старообрядчества всех согласий // Слово Церкви. 1917. № 23. С. 418.

16. Постановление народного собрания старообрядцев г. Егорьевска и его окрестностей, 30 апреля 1917 // Слово Церкви. 1917. № 22. С. 414; Вестник ВСХПС. 1917. № 1. С. 5.

17. Протасов Л.Г. Всероссийское Учредительное собрание: история рождения и гибели. М., 1997. С. 138139.

18. Протасов Л.Г. Люди Учредительного собрания: портрет в интерьере эпохи. М., 2008. С. 25.

19. Распопин И.Н. Старообрядчество и революция 1917 года (по материалам духовной периодической печати) // Старообрядчество и революция. Сборник материалов всероссийской научно-практической и богословской конференции с международным участием. Казань, 1917. С. 45.

20. Редькина О.Ю. Христианские политические партии на Нижней Волге в 1917 году // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4. 2012. № 1(21). С. 40.

21. Сироткин Д.В. Речь на съезде старообрядцев // Слово Церкви. 1917. № 24. С. 450.

22. Старухин Н.А. Белокриницкое согласие на Алтае: барнаульская Крестовоздвиженская церковь // Старообрядчество: история и культура. Вып. 1. Барнаул, 1999. С. 92.

23. Степанов Д.В. Саратовские старообрядцы и политика в революционный 1917 год (URL: https://samstar.ucoz.ru/news/d_stepanov_saratovskie_staroobrjadcy_i_politika_v_revoljucionnyj_1917_god/2015-04-20-6212 ).

24. Яров С.В. Крестьянин как политик. Крестьянство Северо-Запада России в 1918–1919 гг.: политическое мышление и массовый протест. СПб., 1999. С. 5.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх