Экспедиция Н.И. Ашинова, споры о самодержавии и борьба группировок в правительстве Александра III

 
Код статьиS086956870007421-4-1
DOI10.31857/S086956870007421-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 6
Страницы47-60
Аннотация

    

Ключевые слова
Получено01.11.2019
Дата публикации06.11.2019
Кол-во символов43733
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В 1883 г. в салонах и редакциях газет и журналов, на заседаниях общественных организаций Москвы и Петербурга начал появляться необычный человек, облик и манеры которого привлекали всеобщее внимание. Своим поведением он нарочито бросал вызов принятым в обществе нормам, внося элемент варварства, как считали недоброжелатели, или, наоборот, искренности и безыскусности, как казалось его сторонникам. Во время обеда экзотический посетитель, одетый в черкеску и носивший кинжал, «ничего не пил за столом или же пил только из чужих рюмок и из чужих стаканов», объясняя это своим страхом быть отравленным. Он изъяснялся простонародным языком, ко всем обращался на «ты», бесстрашно «звал холопскими полуименами государственных людей», «охлопывал по плечам приближавшихся к нему за трапезой генералов», снисходительно называл гостей «дурашками»1, производя впечатление человека из далёких стран, если не из другой эпохи. Это был Николай Иванович Ашинов (1856–1902), приехавший, по его словам, по поручению «вольного казачества» – многочисленного сообщества людей, оказавшихся в силу разных причин за пределами России, но сохранивших верность царю, преданность православной вере и приверженность традиционному русскому укладу жизни. Они будто бы обитали у границ России, на северо-востоке Турции и северо-западе Персии, у берегов Каспийского моря, но искали поживы и приключений в самых разных землях – от Африки до Месопотамии. 1. Лесков Н.С. Неоценённые услуги. Отрывки из воспоминаний // Знамя. 1992. № 1. С. 159.
2 Встречаясь с чиновниками и общественными деятелями, «атаман» выдвинул два в равной мере фантастических проекта. Вначале он предложил организовать переселение «вольных казаков» в Россию, на побережье Кавказа и создать там «Черноморское казачье войско», а затем – направить казачью экспедицию в Эфиопию (Абиссинию, как тогда говорили), дабы помочь чернокожим христианам в борьбе против мусульман и европейских колонизаторов. Довольно быстро выяснилось, что «вольные казаки» – фикция, а Ашинов – самозванец. Экспедицию в Эфиопию он всё же организовал, но закончилась она трагедией: «атаман» и его спутники, попытавшиеся основать поселение на берегу Красного моря, были обстреляны французской эскадрой (в Париже считали эту территорию своей) и вывезены в Россию. Однако первоначально это предприятие привлекало внимание, а иногда и сочувствие многих известных и влиятельных современников.
3 К настоящему времени деятельность Ашинова исследована достаточно полно. А.В. Луночкин осветил основные её вехи, связанные с попытками создания казачьего войска на Кавказе и организацией экспедиции в Эфиопию, проанализировал его связи и положение в обществе, проследил соотношение начинаний «атамана» с широким распространением идей национализма и консервативно-религиозных настроений, с увлечением допетровской стариной и восприятием «простого народа» как главного носителя охранительных начал2. Ряд ключевых аспектов экспедиции Ашинова изучен С.В. Григорьевой3. Важная информация о попытках проникновения «вольных казаков» в Эфиопию содержится в работах А.В. Хренкова4. Исследователь рассмотрел контакты «атамана» с видными российскими дипломатами и выявил среди них различные группировки, которые стремились порою проводить собственную политику, противоречившую курсу руководства МИД. Как отмечает исследователь, «Ашинов и его “миссия” оказались лишь одной из многих жертв этого соперничества, зёрнышком в жерновах большой политики»5. Соглашаясь с этим выводом, следует всё же признать, что «атаман» не был пассивным участником внутриправительственных столкновений, но сам энергично их провоцировал, стремясь обратить себе на пользу и чутко улавливая изменения в настроениях общества и правящих сфер. 2. Луночкин А.В. «Атаман вольных казаков» Николай Ашинов и его деятельность. Волгоград, 1999.

3. Григорьева С.В. Н.И. Ашинов: африканская эпопея атамана «вольных казаков» //Слава и забвение. Парадоксы биографики. СПб., 2014.

4. Хренков А.В. Россия и Эфиопия: развитие двусторонних связей (от первых контактов до 1917 г.). М., 1992; Хренков А.В. Фальшивое посольство негуса Эфиопии // Азия и Африка сегодня. 2005. № 12; Хренков А.В. К истории русско-эфиопских религиозных контактов // Страны и народы Востока. Вып. 27. М., 1991.

5. Хренков А.В. Россия и Эфиопия… С. 50.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 789

Оценка читателей: голосов 0

1. Григорьева С.В. Н.И. Ашинов: африканская эпопея атамана «вольных казаков» //Слава и забвение. Парадоксы биографики. СПб., 2014.

2. Зайончковский П.А. Кризис самодержавия на рубеже 1870–1880-х гг. М., 1964. С. 306–311, 382–384, 393–396.

3. Игнатьев Н.П. Земский собор / Публ. И.В. Лукоянова. СПб.; Кишенёв, 2000. С. 85–86.

4. Из воспоминаний В.А. Панаева // Русская старина. 1906. № 11. С. 426.

5. Карцов Ю.С. Семь лет на Ближнем Востоке. 1879–1886 гг. Воспоминания политические и личные // Море. 1906. № 35. С. 2007, 2013.

6. Лемке М.К. Святая дружина Александра III (Тайное общество борьбы с крамолой). 1881–1882 гг. По неизданным документам / Под ред. Р.Ш. Ганелина. СПб., 2012.

7. Лесков Н.С. Неоценённые услуги. Отрывки из воспоминаний // Знамя. 1992. № 1. С. 159.

8. Лукоянов И.В. «Не отстать от держав…» Россия на Дальнем Востоке в конце XIX – начале XX вв. СПб., 2008. С. 84–94, 413–508.

9. Луночкин А.В. «Атаман вольных казаков» Николай Ашинов и его деятельность. Волгоград, 1999.

10. Победоносцев К.П. Московский сборник // Победоносцев К.П. Сочинения / Публ. А.И. Пешкова. СПб., 1996. С. 321.

11. Российско-эфиопские отношения в XIX – начале XX в. Сборник документов / Сост. А.В. Хренков. М., 1998. С. 106.

12. Схиммельпеннинк ван дер Ойе Д. Навстречу Восходящему солнцу. Как имперское мифотворчество привело Россию к войне с Японией. М., 2009. С. 83–86.

13. Успенский Г.И. Из очерка «Суетные попытки развеселить скучающую публику» (1889) // Глеб Успенский. Материалы и исследования. М.; Л., 1938. С. 72–73.

14. Хренков А.В. Африканское генерал-губернаторство поручика Н.С. Леонтьева // Азия и Африка сегодня. 2001. № 4.

15. Хренков А.В. К истории русско-эфиопских религиозных контактов // Страны и народы Востока. Вып. 27. М., 1991.

16. Хренков А.В. Машков в Эфиопии (между подвигом и авантюрой) // Вопросы истории. 1999. № 2.

17. Хренков А.В. Россия и Эфиопия: развитие двусторонних связей (от первых контактов до 1917 г.). М., 1992.

18. Хренков А.В. Фальшивое посольство негуса Эфиопии // Азия и Африка сегодня. 2005. № 12.

19. Шестаков И.А. Полвека обыкновенной жизни. Дневники (1882–1888 гг.). СПб., 2014. С. 321, 421, 438.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх