Рец. на: А.А. Чемакин. Истоки русской национал-демократии: 1896–1914 годы; А.А. Чемакин. Русские национал-демократы в эпоху потрясений: 1914 – начало 1920-х годов

 
Код статьиS086956870006393-3-1
DOI10.31857/S086956870006393-3
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва А.А. Чемакин. Истоки русской национал-демократии: 1896–1914 годы; А.А. Чемакин. Русские национал-демократы в эпоху потря
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент, приглашенный профессор
Аффилиация:
МГУ им. М.В. Ломоносова
Балтийский федеральный университет им. И. Канта
Адрес: Российская Федерация, Калининград
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 5
Страницы224-227
Аннотация

     

Ключевые слова
Получено04.09.2019
Дата публикации12.09.2019
Кол-во символов8640
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Демократические традиции России изучены ещё далеко не полно, и двухтомник А.А. Чемакина закрывает одну из очевидных лакун. Автор проделал серьёзную и важную работу, по сути, став первопроходцем в исследовании русской национал-демократии 1890–1920-х гг. Добротность его труда подтверждается подробным обзором историографии, собранной буквально по крупицам (1, с. 33–59). Выводы историка опираются на прочный фундамент документов, извлечённых из фондов 20 московских, петербургских и киевских архивохранилищ, на материалы отечественных и зарубежных (Украина, Чехия, США) библиотек и многочисленных визуальных источниках, включая как фотографии, так и кинохронику. В приложении к монографиям приводятся программные произведения национал-демократов, а также подробные биографические сведения о членах Независимой группы IV Думы.
2 Автор хорошо знаком с наиболее значимыми работами по теории национализма, и вслед на Э. Смитом и С.Б. Корниенко признаёт нации продуктом модерна, имеющим этническую основу. В дискуссиях примордиалистов и их противников эта позиция представляется, пожалуй, наиболее взвешенной. При этом исследователь отмечает некорректность традиционного противопоставления этнической и гражданской нации (1, с. 14–15). Сами национал-демократы рубежа XIX–XX вв. противопоставляли скорее сословную и гражданскую нации, а точнее – выступали за переход от сословного общества к гражданской нации. По мнению Чемакина, «русскими национал-демократами в широком значении данного термина можно назвать тех политических деятелей, кто пытался объединить приверженность интересам широких масс (“демократии”) и защиту социальных прав простого народа с русским национализмом и прогрессизмом и при этом опираться на заимствованные с Запада социально-политические теории» (1, с. 27). Этим национал-демократы отличались от черносотенцев, «русских националистов» (Всероссийского национального союза) и либеральных партий. Но в рамках самой национал-демократии существовали либеральное, социалистическое и консервативное направления (1, с. 26–28, 319–320). Подобное разделение, конечно, было уже знамением нового ХХ столетия.
3 Выявляя идейно-политических предшественников русских национал-демократов, исследователь видит их в том числе среди галицких «новокурсников». (1, с. 545–546), находившихся под влиянием чешских «национал-социалистов» и противостоявших польским и украинским националистам. В отличие от прежних москвофилов, они придерживались народнической (по сути, эсеровской) программы (1, с. 139–140). Таким образом, пророссийская ориентация сочеталась у них с радикальной идеологией, враждебной политическому строю Российской империи. Столь противоречивое сочетание крайне осложняло поиск сторонников. Именно поэтому адептов нового направления можно было пересчитать по пальцам одной руки. Одним из них стал московский студент Ф.Ф. Аристов, в 1911–1912 гг. установивший контакт с галицким общественным деятелем Д.Н. Вергуном, который ещё в 1896 г. работал над программой «червоннорусской молодёжи», и киевским учёным и публицистом Т.В. Локотем – трудовиком-перводумцем, перешедшим на националистические позиции, но сохранявшим приверженность демократическим и социалистическим идеалам (1, с. 292–294).

Цена публикации: 100

Всего подписок: 2, всего просмотров: 870

Оценка читателей: голосов 0

1. Амелин Г., Мордерер В. Письма о русской поэзии. М., 2009. С. 103–110.

2. Гайда Ф.А. Власть и общественность в России: диалог о пути политического развития (1910–1917). М., 2016. С. 60.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх