«Христианская революция» в отношении к физическому труду и ее отражение в раннесредневековой латинской агиографии

 
Код статьиS207987840004906-5-1
DOI10.18254/S207987840004906-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаИстория
ВыпускВыпуск 4 (78)
Аннотация

Позитивная оценка физического труда в христианстве выводится из позитивной оценки бедных (pauperes, πτωχoí), потому что именно бедные — адресаты проповеди Евангелия (Мф. 5:3; Лк. 6:20). Это обесценивало весь мир античных представлений о бедности, труде и «сословиях» (ordines) и дало повод историкам и теологам говорить о «христианской революции» — духовной, правовой, институциональной (E. Troeltsch). Переосмысление роли и оценки физического труда нашло свое выражение в теологическом обосновании двух новых социальных институтов — «сословия» клира (clerus), труд которого по аналогии с Новым Заветом (Мф. 9:37; Лк. 10:2) приравнивался к физическому, и общежитийного (можно перевести как киновийного) западноевропейского монашества в его «классической» бенедиктинской форме, девиз которого — «молиться и трудиться», ora et labora. Однако ментальное воздействие «христианской революции» проявлялось не столь непосредственно, а постепенно, в ходе длительного процесса, растянувшегося почти на 1000 лет. Чтобы оценить его темпы и масштабы, были проанализированы нарративные источники IV—X вв., главным образом жития святых и сообщения о повседневной жизни монашеских общин. В монастырях и среди высшего клира (епископат) физический труд (labor manuum) рассматривался прежде всего как средство аскезы, помогающее выработать главное качество христианина — смирение (humilitas). Однако примеров реализации этой установки в агиографии крайне мало, гораздо чаще мы имеем дело с литературной фикцией. В повседневной жизни монастырей сохранилось отношение к физическому труду как к занятию «бедных», то есть низших слоев общества, потому что раннесредневековое монашество рекрутировалось из аристократических родов и не отказывалось от своей социальной идентичности. Кроме того, к IX в. монашество существенно «клерикализируется» и его основным занятием становится литургия, opus Dei. Первые ощутимые результаты «христианской революции» в отношении к труду заметны не раньше XI в., когда в социальной рефлексии формируется представление об обществе как о функциональной кооперации трех «сословий», каждое из которых по-своему трудится для других (oratores, bellatores, laboratores), и возникает так называемое движение добровольной бедности, ориентированное на физический труд и благотворительность.

Ключевые словаагиография, монашество, бедные, pauperes, физический труд, opus manuum, labor corporis, литургия, opus Dei, святость, аскеза, социальные установки
Получено18.02.2019
Дата публикации17.06.2019
Кол-во символов63794
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Всего подписок: 2, всего просмотров: 166

Оценка читателей: голосов 0

1. Арнаутова Ю. Е. Imitatio Christi: теологема и литературная модель в бенедиктинской агиографии // Одиссей: человек в истории: Imitatio Christi в религиозной культуре Средневековья и раннего Нового времени. М., 2015. С. 99—139.

2. Арнаутова Ю. Е. Житие как духовная биография: к вопросу о «типическом» и «индивидуальном» в латинской агиографии // Диалог со временем: альманах интеллектуальной истории / под ред. Л. П. Репиной. М., 2001. № 5. С. 254—278.

3. Арнаутова Ю. Е. От “duo ordo ecclesiae” к “tria genera hominum”: представления об общественном устройстве ок. 1000 г. // Cogito. Альманах истории идей. Вып. 5. Ростов н/Д., 2011. С. 317—327.

4. Цицерон М. Т. Об обязанностях. Кн. I, гл. 42 [Электронный ресурс]. URL: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1423775001#42 (дата обращения: 10.01.2019).

5. Angenendt A. Das Frühmittelalter. Die abendländische Christenheit von 400 bis 900. Stuttgart u. a., 1990.

6. Berschin W. Biographie und Epochenstil im lateinischen Mittelalter. Stuttgart, 1991—1999. Bd. 3, 4.

7. Bracht H. Das Vermächtnis des Ursprungs. Studien zum frühen Mönchtum. 2 Bde. Würzburg, 1983—1984. (2. Aufl.).

8. Brown P. Aspects of Christianization of the Roman Aristocracy // The Journal of Roman Studies. 1961. Vol. 51. P. 1—11.

9. Consolino F. E. Ascetismo e monachesimo femminile in Italia dalle origini all’età longobarda (IV—VIII secolo) // Donne e fede. Santità e vita religiosa in Italia / L. Scaraffia, G. Zarri. Bari, 1994. P. 4—41.

10. Dam R. van. Leadership and Community in late antique Gaul. Berkeley, 1985.

11. Derda H.-J. Vita communis: Studien zur Geschichte einer Lebensform in Mittelalter und Neuzeit. Köln, Weimer, Wien, 1992.

12. Diefenbach S. Bischofsherrschaft. Zur Transformation der politischen Kultur im spätantiken und frühmittelalterlichen Gallien // Gallien in Spätantike und Frühmittelalter: Kulturgeschichte einer Region / hrsg. v. S. Diefenbach, G. M. Müller. Berlin, 2013.

13. Dirks W. Die Antwort der Mönche. Geschichtsauftrag der Ordensstifter. Freiburg i. B., 1968.

14. Dubois J. Le travail des moines au Moyen Age // Le travail au Moyen Age. Une approche interdisciplinaire / éd. J. Hamesse, C. Muraille-Samaran. Louvain-la-Neuve, 1990. P. 61—100.

15. Duby G. Les trois ordres ou l’imaginaire du féodalisme. Paris, 1978.

16. Frank K. S. Geschichte des christlichen Mönchtums. Darmstadt, 1993 (5. Aufl.).

17. Hallinger K. Klunys Bräuche zur Zeit Hugos des Großen (1049—1109). Prolegomena zur Neuherausgabe des Bernhard und Udalrich von Kluny // Zeitschrift der Savigny-Stiftung für Rechtsgeschichte. Kanonistische Abteilung. 1959. Bd. 45. S. 99—140.

18. Heinzelmann M. Bischofsherrschaft in Gallien. Zur Kontinuität römischer Führungsschichten vom 4. bis zum 7. Jahrhundert. Soziale, prosopographische und bildungsgeschichtliche Aspekte. München, 1976.

19. Jenal G. Weibliche Askese im spätantik-frühmittelalterlichen Italien // Frauen und Kirche / hrsg. v. S. Schmitt (=Mainzer Vorträge 6). Mainz, 2002. S. 35—54.

20. Lefort L. Th. Les vies coptes de Saint Pachôme et de ses premiers successeurs. Louvain, 1943.

21. Oexle O. G. Deutungsschemata der sozialen Wirklichkeit im frühen und hohen Mittelalter. Ein Beitrag zur Geschichte des Wissens // Mentalitäten in Geschichte. Methodische und inhaltliche Probleme / hrsg. v. F. Graus. Sigmaringen, 1987. S. 65—117.

22. Scheibelreiter G. Die barbarische Gesellschaft. Mentalitätsgeschichte der europäischen Achsenzeit 5. — 8. Jahrhundert. Darmstadt, 1999.

23. Schreiner K. “Brot der Mühsal”: Körperliche Arbeit im Mönchtum des hohen und späten Mittelalters. Theologisch motivierte Einstellungen, regelgebundene Normen, geschichtliche Praxis // Arbeit im Mittelalter. Vorstellungen und Wirklichkeiten / hg. v. V. Postel. Berlin, 2006. S. 133—170.

24. Staubach N. Cultus divinus und karolingische Reform // Frühmittelalterliche Studien. 1984. Bd. 18. S. 546—581.

25. Troeltsch E. Die Soziallehren der christlichen Kirchen und Gruppen. Aalen, 1965.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх