Russian textbooks as a social phenomenon, or Educational literature and the problem of implicit training and education

 
PIIS086956870006381-0-1
DOI10.31857/S086956870006381-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior Research Fellow
Affiliation: Institute of Russian History, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameRossiiskaia istoriia
EditionIssue 5
Pages84-91
Abstract

            

Keywords
Received04.09.2019
Publication date12.09.2019
Number of characters26168
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Тема учебников, их качества и соответствия современным «стандартам» образования в последние годы всё чаще поднимается на государственном уровне – достаточно вспомнить начавшуюся в 2013 г. кампанию по созданию единой линейки учебников истории России для средней школы. В обсуждении историко-культурного стандарта, который лег в их основу, приняли участие не только историки и учителя, но и общественные деятели, политики, родители учащихся. Не меньше вопросов вызывают и учебники по другим дисциплинам. Дело не только в изложении и подаче материала. Не менее важно и то, чему опосредованно учит учебник, какие имплицитные идеи в нём заложены, какие ценностные ориентиры он формирует у школьников. Все эти темы долгое время оставались за пределами изучения. Поэтому историко-педагогическое исследование «Дорогой друг! Социальные модели и нормы в учебной литературе 1900–2000 годов»1 не могло не привлечь моё внимание. Более близкое знакомство с этой работой вызвало ряд вопросов, навело на размышления о роли современной учебной литературы в воспитании подрастающего поколения и о том, может ли в принципе учебник быть «нейтральным» с точки зрения влияния на формирование у учащихся системы нравственных ценностей и поведенческих стереотипов. 1. Дорогой друг! Социальные модели и нормы в учебной литературе 1900–2000 годов (историко-педагогическое исследование) / Под ред. В.Г. Безрогова, Т.С. Маркаровой, А.М. Цапенко (Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики». Вып. 18). М., 2016. 568 с.
2 Книга привлекает междисциплинарностью. Она находится на стыке истории, культурологии, социологии, педагогики, психологии и философии с акцентом на социальную психологию и культурологию. Это результат многолетней работы большого творческого коллектива в рамках проекта «Социальные модели и нормы в учебной литературе для начальной школы 1941–1991 годов: историко-педагогический анализ» и опирается на изданные ранее труды по истории школьной книги. Работа анонсирована как монография, хотя в ней нет последовательного систематического изложения материала. Это скорее сборник, в котором 20 самостоятельных статей (глав) объединены в четыре тематических блока: «Модели социальных практик» (с. 11–98); «“Свой” – “иной” – “чужой”: нормы отношений в группах и к социуму» (с. 99–222); «Мир вокруг учебника: “Матрица” Родины» (с. 223–350); «Образы прошлого» (с. 351–418). Статьи (главы) различны по проблематике, хронологическим периодам и научно-исследовательским подходам; посвящены как частным, так и общим вопросам истории образования. Наряду с развёрнутыми аналитическими статьями присутствуют тезисы, ограничившиеся постановкой проблемы («О воспитании правовой культуры на примере учебников для начальной школы», с. 221–223), рецензии («Образ действительности в книгах для научения чтению: новая работа Иоанны Войдон о букварях стран советского блока», с. 345–350) и аналитический обзор книги («Современная французская монография-каталог германских букварей времён нацизма: опыт аналитического обзора», с. 351–369). В книге нет введения – лишь небольшое предисловие. Нет и заключения, в котором подводились бы итоги и давались обобщённые выводы. Работу завершает обширный библиографический раздел, включающий «Свод изданий 1941–2000 годов выпуска» и восемь указателей (авторов, редакторов, художников, издательств, видов школ и др.) (с. 419–567).

Number of purchasers: 2, views: 769

Readers community rating: votes 0

1. Gaiashvili M.Ya. Samostoyatel'nye i kontrol'nye raboty po matematike. 5-j klass. M., 2014. S. 65.

2. Arapova M.A. Obrazovatel'noe prostranstvo kak reprezentatsiya ideologicheskogo // Vestnik sotsial'no-gumanitarnogo obrazovaniya i nauki (Ekaterinburg). 2016. № 3. S. 37–44.

3. Arkhipova E.V., Lagunova L.V. Diskurs uchebnika russkogo yazyka v ramkakh kommunikativnoj paradigmy yazykovogo obrazovaniya XXI veka // Russkij yazyk v shkole. 2018. № 79. S. 15–21.

4. Berezanskaya E.S. Sbornik zadach i uprazhnenij po arifmetike dlya srednej shkoly. M., 1933. S. 12.

5. Dorogoj drug! Sotsial'nye modeli i normy v uchebnoj literature 1900–2000 godov (istoriko-pedagogicheskoe issledovanie) / Pod red. V.G. Bezrogova, T.S. Markarovoj, A.M. Tsapenko (Trudy seminara «Kul'tura detstva: normy, tsennosti, praktiki». Vyp. 18). M., 2016. 568 s.

6. Ivojlova I. Uchenikam predlozhili «kusachuyu zadachu» // Rossijskaya gazeta. 2012. 29 oktyabrya.

7. Iskanderov N.F. Struktura, funktsii i printsipy implitsitnogo obucheniya // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2016. № 6. Vyp. 3. S. 37–40.

8. Iskanderov N.F. Teoriya i praktika implitsitnogo obucheniya fizike v shkole. Orenburg, 2016.

9. Iskanderov N.F., Ponomaryova E.A. Didakticheskie osnovy ehksplitsitnoj i implitsitnoj metodiki obucheniya // Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'. 2015. T. 7. Prilozhenie 5–2. S. 215.

10. Korovina V.Ya., Zhuravlyov V.P., Korovin V.I., Zbarskij I.S. Literatura. 9-j klass. M., 2014.

11. Matveev A.V. Formy reprezentatsii russkogo naroda v shkol'noj uchebnoj literature kontsa XIX – nachala XX vekov // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 1.

12. Oster G.B. Zadachnik. M., 2017. S. 7, 13.

13. Ponomaryova E.A. Usloviya suschestvovaniya implitsitnogo obucheniya // Obrazovanie i vospitanie. 2016. № 5. S. 100–104.

14. Popova N.S. Uchebnik arifmetiki dlya nachal'noj shkoly. Ch. 2. Dlya 2-go klassa. M.; L., 1936. S. 28–29.

15. Pchyolko A.S. Matematika. Uchebnik dlya 3-go klassa. M., 1989. S. 30.

16. Rodigina N.N., Ledovskikh A.Yu. Reprezentatsii vojny 1812 g. v otechestvennykh uchebnikakh istorii vtoroj poloviny XIX – nachala XXI v. // Gumanitarnye nauki. 2012. № 3. S. 15–19.

17. Semyonov A.V. Edinyj gosudarstvennyj ehkzamen. Matematika. Kompleks materialov dlya podgotovki uchaschikhsya. M., 2017. S. 148.

18. Stepanova G.N. Sbornik zadach po fizike dlya 9–11 klassov obscheobrazovatel'nykh uchrezhdenij. M., 1997. S. 54.

Система Orphus

Loading...
Up