Николай Николаевич Лисовой (1946–2019)

 
Код статьиS086956870004507-8-1
DOI10.31857/S086956870004507-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность:  Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт российской истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт российской истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 2
Страницы214-218
Аннотация

      

Ключевые слова
Получено25.03.2019
Дата публикации25.03.2019
Кол-во символов16332
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 7 января 2019 г., в Рождественскую ночь, после продолжительной тяжёлой болезни ушёл из жизни выдающийся учёный и общественный деятель Николай Николаевич Лисовой – известный историк, богослов, философ, поэт, публицист, доктор исторических наук, заместитель председателя Императорского Православного Палестинского Общества. Многогранность личности, многосторонность таланта, широта творческих интересов и деятельности Николая Николаевича в 2006 г. были точно определены формулой «Родное и вселенское», давшей название юбилейному сборнику статей, посвященному 60-летию учёного. По справедливому замечанию ответственного редактора издания А.В. Назаренко, «неслиянная нерасторжимость национального и вселенского – становая интуиция русского ума, контрапункт мелодии русского сердца». Именно таким русским мыслителем, обладавшим редким даром – «о высоком судить с дерзновением», и был Н.Н. Лисовой.
2 Н.Н. Лисовой родился 23 октября 1946 г. в Станиславе (ныне Ивано-Франковск) в семье полковника Николая Васильевича Лисового и учительницы немецкого языка Ольги Валентиновны Таланцевой. Оба родителя были участниками Великой Отечественной войны (мать – в должности военного переводчика и в звании старшего лейтенанта), познакомились в 1943 г. в действующей армии на Кавказе и вскоре поженились. По признанию самого Николая Николаевича, «память великой Победы и чувство великой эпохи – первое, что определило его как личность».
3 Ещё в детстве Н.Н. Лисовой увлёкся историей и литературой, начал писать стихи. Однако выбор профессии, определившей его жизненный путь, произошёл не сразу. В 1963 г. он поступил в Московский инженерно-физический институт (МИФИ) на факультет теоретической и экспериментальной физики. Ядерная физика манила его тогда «красотой и загадочностью», «небывалым расширением возможностей постижения Вселенной». Однако вскоре Николай Николаевич понял, что профессия инженера-физика – не для него. Дабы не сворачивать с полдороги, он с 4-го курса МИФИ перевёлся на физико-математический факультет Московского государственного заочного педагогического института и в том же 1967 г., сдав экстерном недостающие дисциплины, получил диплом о высшем образовании.
4 Работая в Институте прикладной математики АН СССР, Н.Н. Лисовой всерьёз задумался о смене специализации. Значительным шагом на этом пути стала его кандидатская диссертация «Философский анализ современных концепций времени в физике и космологии», защищённая в 1977 г. в Институте философии АН СССР, где он обучался на заочном отделении аспирантуры.
5 С 1969 г. Н.Н. Лисовой стал внештатным сотрудником Издательского отдела Московского Патриархата, возглавляемого епископом (с 1986 г. – митрополитом) Волоколамским и Юрьевским Питиримом (Нечаевым), являвшимся также главным редактором «Журнала Московской Патриархии». Период работы в Издательском отделе Московского Патриархата, представлявшем собой в СССР своеобразный научно-исследовательский центр по разработке церковной истории и истории отечественной богословской мысли, Николай Николаевич считал «самыми наполненными и лучшими годами» своей жизни. «Как историк русского богословия, как историк Русской Церкви я вышел оттуда. Это был трамплин для всей моей последующей деятельности в этой области», – признавался позднее Лисовой. А владыка Питирим и архимандрит Иннокентий (Просвирнин) – заместитель главного редактора «Журнала Московской Патриархии», «в связке» с которыми он работал, на долгие годы стали его духовными друзьями. Среди важных книг, подготовленных Издательским отделом, следует назвать «Настольную книгу священнослужителя» (в 7 т. М., 1977–1994), где Н.Н. Лисовому принадлежит ряд статей о русских и византийских святых и богородичных иконах, и издание «Русская Православная Церковь», вышедшее в 1985 г. в Германии на немецком языке в серии «Церкви мира», где Николай Николаевич написал раздел «Русская богословская наука» (Die russische theologische Wissenschaft // Die russische Orthodoxe Kirche. Berlin; New York, 1985 (Die Kirchen der Welt. Bd. 19); автор не указан). Последнюю книгу к тысячелетию Крещения Руси планировалось издать и в русском варианте отдельными выпусками, однако вышли лишь первые два (Русская Православная Церковь, 988–1988. Вып. 1: Очерки истории, I–ХIХ вв. М., 1988; Вып. 2: Очерки истории, 1917–1988. М., 1988). В обоих выпусках Николай Николаевич участвовал в качестве одного из авторов, но раздел «Русская богословская наука» не мог быть опубликован в советском атеистическом государстве по цензурным соображениям. Он увидел свет лишь через четверть века в периодическом издании «Богословские труды» (Лисовой Н.Н. Обзор основных направлений Русской богословской академической науки в ХIХ – начале ХХ столетия // Богословские труды. М., 2002. Сб. 37. С. 5–127).

Всего подписок: 0, всего просмотров: 318

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх