Рец. на: А.В. Голубев. «Подлинный лик заграницы»: образ внешнего мира в советской политической карикатуре, 1922–1941. М.: Институт российской истории РАН, 2018. 282 с., ил.

 
Код статьиS086956870004501-2-1
DOI10.31857/S086956870004501-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 2
Страницы180-184
Аннотация

        

Ключевые слова
Получено25.03.2019
Дата публикации25.03.2019
Кол-во символов15551
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В последние десятилетия объектом исследования гуманитарных наук всё чаще становится визуальная составляющая культуры. Историки, культурологи, философы, литературоведы обращаются к рассмотрению образов, их места в социальной реальности. Этот интерес можно объяснить переориентацией современной культуры с логоцентризма на окулярцентризм – преобладанием визуальности над словесностью, поскольку для современного человека бóльшая часть информации представлена в зрительно-ориентированных формах. Эта «визуальная ангажированность» порождает интерес к образам в других культурах и ушедших эпохах1. Изображение по сравнению с описанием в большей степени социально обусловлено, чувственно-достоверно, подразумевает множественность ассоциаций. Изучение образов позволяет «увидеть» мир прошлого глазами его современников, заметить те акценты, которые они выделяли в окружающей их действительности, представить, как выглядела ушедшая повседневность. 1. Зенкова А.Ю. Визуальные исследования как интегральная область социально-гуманитарного знания // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской Академии наук. Вып. 5. 2004. Екатеринбург, 2005. С. 184–193.
2 Предметом исследования рассматриваемой книги выступает советская политическая карикатура 1920–1940-х гг., а именно – использовавшиеся ею образы «заграницы». Их анализ выявляет «подразумеваемый референт» – то общее, узнаваемое, что присутствует в образе и делает его близким смотрящему, порождает социальную общность через признание «своим» некоего зрительного образа2. 2. Петровская Е.В. Теория образа. М., 2010. С. 188.
3 Значительная часть исследований А.В. Голубева посвящена реконструкции представлений о внешнем мире в коллективном сознании советских граждан с момента возникновения этой социокультурной общности до начала Великой Отечественной войны. Историк изучает коллективные представления, привлекая разные типы источников: помимо политической карикатуры это слухи, дневниковые записи, письма, статьи. Благодаря этому складываются целостные образы внешнего врага, военной угрозы, отдельных стран из внешнеполитического окружения СССР. Исследования Голубева – штрихи к портрету «внешнего мира», геополитического Другого, образ которого присутствовал в коллективном сознании советских граждан и помогал в самоопределении как культурной общности.
4 Политическая карикатура представляет собой сатирический рисунок, сюжетно связанный с актуальными политическими событиями или личностями. Автор отмечает преемственность советской карикатуры с плакатами времён Гражданской войны, выделяет такие её отличительные черты, как обилие деталей и подписей, типизация, позволяющая представить абстрактные понятия, гротеск (с. 31–34). Политическая карикатура не просто запечатлевает для будущего исследователя обобщённый образ ситуаций, деятелей, потенциальных угроз, но и позволяет проследить изменения идеологических установок, нюансы пропаганды (с. 17), а также массовые стереотипы и устойчивые образы-маски, созданные самими карикатуристами. В книге представлен анализ работ большого числа авторов: Дени (В.Н. Денисова), Б.Е. Ефимова, Д.С. Моора, Ю.А. Ганфа, Л.Г. Бродаты, М.М. Черемных, И.А. Малютина, Ю.Я. Гомбарга, К.П. Ротова, В.И. Козлинского, М.Б. Храпковского, Б.И. Антоновского, Б.Г. Клинча, Р.М. Черняка, Кукрыниксов (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов) и некоторых других. Их рисунки публиковались в центральных газетах («Правда», «Известия», «Труд»), специализированных юмористических изданиях («Лапоть», «Безбожник»), а также в отдельных альбомах.

Всего подписок: 3, всего просмотров: 1348

Оценка читателей: голосов 0

1. Зенкова А.Ю. Визуальные исследования как интегральная область социально-гуманитарного знания // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской Академии наук. Вып. 5. 2004. Екатеринбург, 2005. С. 184–193.

2. Петровская Е.В. Теория образа. М., 2010. С. 188.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх