Сибирские староверы: вне государственной поддержки и опеки

 
Код статьиS086956870004239-3-1
DOI10.31857/S086956870004239-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Адрес: Российская Федерация, Екатеринбург
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 1
Страницы221-224
Аннотация

        

Ключевые слова
Получено04.03.2019
Дата публикации14.03.2019
Кол-во символов11923
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Белокриницкое согласие (современная Русская православная старообрядческая церковь, РПСЦ) появилось достаточно поздно – в конце 1840-х гг., но быстро распространилось на территории Российской империи и заняло ведущие позиции в поповском течении старообрядчества. После ужесточения репрессивной политики правительства Николая I и разгрома крупнейшего поповского центра в Поволжье на р. Иргиз, откуда прежде старообрядческие общества получали «исправленных» беглых священников, часть старообрядцев перешла к беспоповской практике (как это сделали на Тюменском соборе 1840 г. староверы Зауралья, признававшие, однако, необходимость священства), а другие, следуя решению собора на Рогожском кладбище в 1823 г., продолжали искать епископа за пределами Российской империи. Их усилия увенчались успехом 28 октября 1846 г., когда в с. Белая Криница (на территории австрийской Буковины) к старообрядцам присоединился удалённый константинопольским патриархом со своей кафедры из-за конфликта с турецкой администрацией и бедствовавший в Константинополе на покое митрополит Босно-Сараевский Амвросий (Папа-Георгополи), вскоре рукоположивший двух епископов и восемь иереев. За ними последовали прежде всего общества бывших беглопоповцев, «по нужде» окормляемые наставниками. К стремительно развивавшемуся согласию «австрийцев» исследователи проявляли устойчивый интерес с последней четверти XIX в.1, активно изучается оно и в настоящее время2. Однако процесс возникновения белокриницких общин в провинции, их региональная специфика, особенности мировоззрения и полемическое творчество местных лидеров остаются ещё малоизученными. Труд сотрудника сектора археографии Сибирского отделения Института истории РАН Н.А. Старухина, подготовленный под научным руководством академика Н.Н. Покровского (1930–2013), заполняет многие лакуны и существенно расширяет круг источников, позволяющих лучше понять как обстоятельства становления согласия в целом, так и эволюцию урало-сибирских общин в имперский период. 1. См., в частности: Субботин Н.И. Происхождение ныне существующей у старообрядцев так называемой австрийской и белокриницкой иерархии. М., 1874; Субботин Н.И. Материалы для истории так называемой австрийской или белокриницкой, иерархии. М., 1897; Субботин Н.И. История так называемого австрийского, или белокриницкого, священства. М., 1899; Смирнов П.С. Исторический очерк поповщины // Миссионерский сборник. 1893. № 1–3, 5; Беликов Д.Н. Старообрядческий раскол в Томской губернии по судебным данным. Томск, 1894; Беликов Д.Н. Томский раскол: исторический очерк от 1834 по 1880-е годы. Томск, 1901.

2. Крахмальников А.П. Сочинения староверов белокриницкого согласия (1846–1862 гг.). М., 2012; Юхименко Е.М. Старообрядческий центр за Рогожской заставою. Изд. 2. М., 2012.
2 Работа состоит из введения с обзором исследований и источников, шести глав и заключения. Первую главу открывает подробный экскурс в историю становления Белокриницкой иерархии в России. Автор освещает создание и развитие структуры управления и административно-территориального деления Московской архиепископии, а также основные дискуссии в среде староверов второй половины XIX – начале XX в. (прежде всего вокруг «Окружного послания»). В книге подробно показана организация Духовного совета – совещательного органа при московском архиепископе, в 1863–1898 гг. игравшего ведущую роль в руководстве общинами по всей России. Анализируя проект образования Духовного совета и текст его устава, исследователь приходит к выводу, что инициатива создания этого органа принадлежала группе, связанной с московским купечеством. Более того, в Уставе изначально содержались положения, предоставлявшие исключительно широкие полномочия столичным попечителям и старейшинам, что впоследствии привело к противостоянию между руководством согласия и провинциальными общинами (в том числе сибирскими), которые стали поддерживать оппозиционную Духовному совету общественную организацию старообрядческих полемистов – Братство Честного и Животворящего Креста. Как отмечается в книге, другие противоречия были вызваны неоднородностью общин как в центре, так и в провинции. В них не всегда совпадали взгляды даже внутри отдельных групп (духовных лидеров, священников, попечителей, рядовых членов).

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1177

Оценка читателей: голосов 0

1. См., в частности: Субботин Н.И. Происхождение ныне существующей у старообрядцев так называемой австрийской и белокриницкой иерархии. М., 1874; Субботин Н.И. Материалы для истории так называемой австрийской или белокриницкой, иерархии. М., 1897; Субботин Н.И. История так называемого австрийского, или белокриницкого, священства. М., 1899; Смирнов П.С. Исторический очерк поповщины // Миссионерский сборник. 1893. № 1–3, 5; Беликов Д.Н. Старообрядческий раскол в Томской губернии по судебным данным. Томск, 1894; Беликов Д.Н. Томский раскол: исторический очерк от 1834 по 1880-е годы. Томск, 1901.

2. Крахмальников А.П. Сочинения староверов белокриницкого согласия (1846–1862 гг.). М., 2012; Юхименко Е.М. Старообрядческий центр за Рогожской заставою. Изд. 2. М., 2012.

3. Белобородов С.А. «Австрийцы» на Урале и в Западной Сибири (из истории Русской православной старообрядческой церкви – белокриницкого согласия) // Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. Екатеринбург, 2000. С. 157–158.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх