The fraternal library of the Donskoy Monastery in the late XIX – early XX centuries

 
PIIS086956870004232-6-1
DOI10.31857/S086956870004232-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Teacher of History
Affiliation: School 1799
Address: Russian Federation,
Journal nameRossiiskaia istoriia
EditionIssue 1
Pages161-178
Abstract

       

Keywords
Received04.03.2019
Publication date14.03.2019
Number of characters60429
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Интерес к истории православных монастырей и монашествующих Российской империи в последние десятилетия неуклонно растёт. В основном исследователей интересует духовная жизнь обителей, их благосостояние и деятельность, численность и социальный состав насельников, их роль в политических событиях и культуре, судьбы наиболее ярких подвижников1. Гораздо хуже изучены интеллектуальные потребности и запросы монахов (за исключением представителей учёного монашества2). Их анализ, безусловно, важен для характеристики данной части русского общества, но чрезвычайно сложен, поскольку необходимо учитывать местонахождение, статус и специфику каждой обители, а также степень полноты и репрезентативности сохранившихся источников. 1. Подробнее см.: Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. М., 1998.

2. О них см.: Русские писатели-богословы. Историки Церкви. Исследователи и толкователи Священного Писания. Биобиблиографический указатель / Сост. А.С. Чистякова, О.В. Курыгина, Н.С. Степанова. М., 2001; Русские писатели-богословы. Исследователи богослужения и церковного искусства. Биобиблиографический указатель / Сост. О.В. Курыгина, Н.С. Степанова, А.С. Чистякова. М., 2004; Сухова Н.Ю. Вертоград наук духовный. Сборник статей по истории высшего духовного образования в России XIX – начала XX века. М., 2007; Сухова Н.Ю. Русская богословская наука (по докторским и магистерским диссертациям 1870–1918 гг.). М., 2012.
2 Среди них особое значение имеют документы монастырских библиотек, отражающие их тематику, пополнение и востребованность братией. Несмотря на то, что сами книжные собрания после закрытия монастырей рассеивались, следы их порой обнаруживаются в архивах. В частности, материалы, хранящиеся в РГАДА (ф. 1183, 1629.), в ЦГА Москвы (ф. 421, оп. 1) и ЦГА МО (ф. 966, оп. 4), в отделах рукописей РГБ (ф. 881) и ГИМ (Донское собрание), позволяют проследить судьбу братской библиотеки московского ставропигиального Донского монастыря, входившего в начале XX в. в тройку самых богатых обителей не только Первопрестольной, но и всей России3. 3. См.: Зырянов П.Н. Указ. соч. С. 187.
3 В середине XIX в. в монастырском книгохранилище, являвшемся частью ризницы, насчитывалось свыше двухсот рукописных и печатных книг, древнейшие из которых – печатные январские минеи издания 7130 (1622) г. Согласно оставленной на них подписи, «131-го года декабря 15-го государь царь и великий князь Михаил Феодорович всея Руссии пожаловал книгу сию к своему богомолью в обитель Донской Богоматери»4. Из рукописных богослужебных книг примечательны «Служебник, писанный полууставом в десть в кожаном переплете», «Канонник, писанный полууставом» (1718), «Ирмолог5, писанный полууставом», «Четыре книги нотных Ирмологов» (1719)6. Известны также рукописные жития святых, сборники проповедей свт. Иоанна Златоуста, «Слова подвижнические» преп. Исаака Сирина, патерики. Особый интерес представляет Синодик, или Вкладная книга Донского монастыря 1692 г., написанная полууставом. Её предваряет предисловие настоятеля обители архимандрита Антония (Одиновича), в котором кратко описана история обители и содержится первое упоминание о донских казаках, принесших, по преданию, икону Божией Матери, впоследствии названную Донской, на Куликово поле7. Всего в монастыре имелось 27 рукописных книг. 4. ЦГА Москвы, ф. 421, оп. 1, д. 5758, л. 7 об.

5. Ирмолог (Ирмологион, Ирмологий) – сборник богослужебных песнопений.

6. Там же, л. 2–3.

7. ОР ГИМ, Донское собрание, д. 18.
4 Печатные издания Священного Писания появились в монастырской библиотеке сравнительно поздно и насчитывали лишь 7 наименований (1757–1821 гг.)8. к 1853 г. в книгохранилище находилось 29 богослужебных печатных книг9. Творений святых отцов было почти вдвое больше (57 книг преимущественно московской печати). Среди них Добротолюбие (1793), произведения святителей Иоанна Златоуста (21 книга), Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова, Кирилла Иерусалимского и Амвросия Медиоланского, преподобных Макария Египетского, Иоанна Лествичника (1647) и Ефрема Сирина (1667 и 1785 г.). 8. ЦГА Москвы, ф. 421, оп. 1, д. 5758, л. 5.

9. В том числе минеи 1622, 1637, 1660 и 1687 гг., Учебная Псалтирь 1653 и 1697 гг., Страстные Евангелия 1704, 1763 и 1831 гг., Чинопоследование обращения иноверных 1757 г., чиновники архиерейские 1760 и 1798 гг., требники, Часослов 1814 и 1848 гг. «золотообразный в кожаном переплёте» (Там же, л. 7–8 об.).

Number of purchasers: 2, views: 1495

Readers community rating: votes 0

1. Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. М., 1998.

2. Русские писатели-богословы. Историки Церкви. Исследователи и толкователи Священного Писания. Биобиблиографический указатель / Сост. А.С. Чистякова, О.В. Курыгина, Н.С. Степанова. М., 2001; Русские писатели-богословы. Исследователи богослужения и церковного искусства. Биобиблиографический указатель / Сост. О.В. Курыгина, Н.С. Степанова, А.С. Чистякова. М., 2004; Сухова Н.Ю. Вертоград наук духовный. Сборник статей по истории высшего духовного образования в России XIX – начала XX века. М., 2007; Сухова Н.Ю. Русская богословская наука (по докторским и магистерским диссертациям 1870–1918 гг.). М., 2012.

3. «Толкование Евангелий на Господские и Богородичные праздники с нравоучительными беседами» митрополита Грузинского Варлаама (Эристова) (СПб., 1821) и «Поучительные слова» митрополита Новгородского Амвросия (Подобедова) (М., 1816).

4. Бароний Ц. Деяния церковные и гражданские от Р.Х. до XIII столетия. М., 1719.

5. Норов А.С. Путешествие к семи церквам, упоминаемым в Апокалипсисе. СПб., 1847 г.

6. Ушаков С.И. Деяния российских полководцев и генералов, ознаменовавших себя, в достопамятную войну с Францией, в 1812, 1813, 1814 и 1815 годах. Ч. 1–4. М., 1822.

7. Артюшенко М.В. И.Е. Забелин и Донской монастырь: по переписке об издании «Исторического описания московского ставропигиального Донского монастыря» (1865, 1893) // Вестник РГГУ. 2014. № 17(139). С. 30–45.

8. Благовещенский И., прот. Архиепископ Евгений Казанцев. Биографический очерк. М., 1875. С. 157–160.

9. Преосвященный Иаков, бывший епископ Муромский // Православное обозрение. 1885. Т. 3. С. 535.

10. «Ереси и расколы первых трёх веков христианства» прот. А.М. Иванцова-Платонова (М., 1877), «Об отношениях Римской Церкви к другим христианским церквам и ко всему человеческому роду» А. Востокова (СПб., 1857), «История христианства в России до равноапостольного князя Владимира» архиепископа Харьковского Макария (Булгакова) (СПб., 1868) и др.

11. Новиков Е.П. Гус и Лютер. Критическое исследование. М., 1859; Хрисанф [Ретивцев], архим. Характер протестантства и его историческое развитие. Вып. 1. СПб., 1868, Михайловский В., свящ. Англиканская церковь и её отношение к православию. СПб., 1864.

12. Бронский Е.И. Герман (Осецкий Александр Косьмич) // Православная энциклопедия. Т. 11. М., 2006. С. 250–251.

13. И[еромонах] К[сенофонт]. [Троицкий Д.А.] Донской монастырь. М., 1887 (Изд. 2 – 1896; Изд. 3 – 1901).

14. Реутский Н.В. Люди Божьи и скопцы. Историческое исследование (из достоверных источников и подлинных бумаг). М., 1872.

15. Вероятно, имелась в виду книга И.В. фон Архенгольца «История морских разбойников Средиземного моря и океана» в переводе К. Вельсберга (СПб., 1848).

16. Мандзюк-Ильницкий В.Н. «Труды Киевской Духовной Академии» – Православный богословский журнал (1860–1917 гг.): историко-типологический анализ. Дис. ... канд. филол. наук. М., 2015. С. 37.

17. Дьяченко Г.М., прот. Катехизические поучения, общедоступно изъясняющие учение православной Церкви о христианской вере, надежде и любви с библейскими и церковно-историческими приложениями, приспособленные к живому церковному слову, внебогослужебным собеседованиям с народом и семейному чтению христиан. М., 1898. Церковный год пастыря-проповедника (М., 1896–1898) – приложение к еженедельнику «Пастырский собеседник».

18. Быстрицкий В.А. Преосвященный Григорий, член Московской Святейшего Синода конторы и управляющий Донским ставропигиальным монастырём, бывш[ий] епископ Омский и Семипалатинский. М., 1905. С. 47.

19. Постернак О.П. Музейная деятельность на территории Донского монастыря в 1920–1930-е годы // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. Филология. История. 2005. № 4. С. 114–132. Постернак О.П. Музейная политика России и судьба религиозного культурного наследия в 1920–1930-х гг. (на материале Донского и Страстного монастырей). Дис. … канд. ист. наук. М., 2006. С. 95–99.

Система Orphus

Loading...
Up