Территориальная структура конфессионального пространства Латвии в конце XIX — начале ХХ вв.

 
Код статьиS221979310031532-8-1
DOI10.37490/S221979310031532-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: младший научный сотрудник молодёжной научно-исследовательской лаборатории кроссрегиональных и трансграничных исследований, аспирант кафедры географии
Аффилиация: Псковский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Псков
Название журналаПсковский регионологический журнал
ВыпускТом 20. №3/2024
Страницы24-39
Аннотация

Латвия является поликонфессиональной страной. В ней полноценно представлены все три основные направления христианства: протестантизм, католичество и православие. Восточная часть Латвии (Латгалия) издавна служила местом проживания старообрядцев и приверженцев иудаизма. Данные религиозные группы населения в совокупности составляют конфессиональное пространство Латвии. Целью исследования является выделение основных элементов территориальной структуры конфессионального пространства на территории Латвии по итогам переписи населения 1897 г. и анализ их динамики до 1920 г. Для достижения цели используются статический и картографический методы исследования. Новизна исследования связана с применением оригинальных методик для анализа динамики территориальной структуры конфессионального пространства. В результате исследования были выделены три основные элемента территориальной структуры конфессионального пространства Латвии в конце XIX — начале XX вв.: 1) моноконфессиональные территории (с доминированием лютеранского населения) на севере Видземе, востоке Курземе и западе Селии; 2) неярко выраженные конфессиональные контактные зоны (с преобладанием лютеранского населения и заметной долей католиков и православных), охватывающие юг Видземе, запад Курземе и восток Селии; 3) ярко выраженную конфессиональную контактную зону — Латгалию (с перевесом католиков, но с заметной долей православных, старообрядцев и иудеев).

Ключевые словарелигиозная мозаичность, конфессиональные контактные зоны, лютеране, католики, православные, старообрядцы, иудеи
Источник финансированияПубликация подготовлена за счёт гранта Псковского государственного университета по мероприятию «Выполнение научных исследований и разработок российско-белорусскими научными коллективами на базе научно-исследовательских подразделений Псковского государственного университета в 2024/2025 гг.».
Получено06.07.2024
Дата публикации27.09.2024
Кол-во символов18341
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. На территории Латвии исторически сложилась сложная конфессиональная структура населения. В качестве традиционных вероисповеданий местного населения здесь можно считать сразу три направления христианства: православие, католичество и протестантизм (лютеранство). Кроме того, в Латгалии (восточной исторической области Латвии) издавна проживают достаточно многочисленные группы старообрядцев и приверженцев иудаизма. Все данные религиозные группы населения в совокупности составляют конфессиональное пространство.
2 Конфессиональное пространство в статье рассматривается с позиции концепции геокультурного пространства. В соответствии с данной концепцией выделяются компонентная (по числу приверженцев разных религий и религиозных направлений) и территориальная структура конфессионального пространства. Основными элементами территориальной структуры конфессионального пространства являются «ядра» господствующих религий (моноконфессиональные территории) и контактные зоны (образовавшиеся на границах ареалов распространения религий, или же рассматриваемые как территории смешанного конфессионального состава населения).
3 Целью исследования является выделение основных элементов территориальной структуры конфессионального пространства на территории современной Латвии по итогам Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. и анализ их динамики до 1920 г.
4

Информационной основой исследования является размещённая на сайте PopulationstatisticsofEasternEurope & formerUSSR1статистика по вероисповеданиям и родному языку населения Лифляндской, Курляндской и Витебской губерниям по итогам Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., по религиозной и этнической структуре населения Латвии по итогам переписи населения 1920 г., а также данные по религиозной принадлежности населения на уровне обозначенных губерний за 1795 и1851 гг., представленная в книгеВ. М. Кабузана[9].

1. Population statisticsofEasternEurope & formerUSSR. [Электронный ресурс]: URL: http://pop-stat.mashke.org/ (дата обращения: 15.05.2024).
5 Исходные предпосылки. Изучению истории формирования конфессиональных сообществ на территории Латвии посвящено достаточно много работ. В первую очередь, нужно отметить труды, где освящена история православия в прибалтийских губерниях ([3; 12; 14; 15; 31] и др.). Часто объектом этнографических исследований в Латвии являются проживающие в ней старообрядцы ([7; 11; 24; 30] и др.). Кроме того, особый научный интерес представляют латгальцы, которые исповедуют католическую религию, в отличие от собственно латышей, традиционной религией которых является лютеранство. К тому же латгальцы являются носителями диалекта, который иногда рассматривается как самостоятельный латгальский язык [2]. Также именно территория Латгалии, являющаяся восточным краем Латвии, пограничным с Россией и Белоруссией, характеризуется повышенной доля иудеев, православных и старообрядцев, что связано с историей этой части современной Латвии, долгое время входившей в состав Речи Посполитой [26].

всего просмотров: 17

Оценка читателей: голосов 0

1. Алексеенков П. В. Белорусы и латыши Латгалии в конце XIX — начале XX вв. // Веснік Віцебскага дзяржаўнага універсітэта. 1996. № 2 (2). С. 8–12.

2. Виноградова В. Д. Латгалы. Этнос и язык // Вестник Томского государственного университета. История. 2011. № 1 (13). С. 141–143.

3. Гаврилин А. В. Рижская епархия и политика правительства в прибалтийских губерниях в 60–90-х годах XIX века // Россия и Балтия. М.: Институт всеобщей истории РАН, 2004. С. 92–116.

4. Горохов С. А. География религий: Циклы развития глобального конфессионального пространства. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 235 с.

5. Горохов С. А. Религиозная мозаичность как фактор экономического развития регионов современного мира // Вестник Московского университета. Серия 5: География. 2014. № 4. С. 56–61.

6. Дементьев В. С., Кроток Р. Н. Конфессиональная структура населения Российской империи на рубеже XIX–XX вв.: статистико-географический анализ // Псковский регионологический журнал. 2023. Т. 19. № 4. С. 62–80. https://doi.org/10.37490/S221979310027418-2.

7. Иванова Н. В. Кто такой старовер в латвийском полиэтническом обществе? // Русский язык и литература в поликультурном коммуникативном пространстве. Материалы Международной научной конференции. В 2-х частях / отв. ред. Н. В. Большакова. Псков: Псковский государственный университет, 2012. С. 236–242.

8. Историческая география России: теория, методы, практика / под общ. ред. А. Г. Манакова. Псков: Псковский государственный университет, 2019. 328 с.

9. Кабузан В. М. Распространение православия и других конфессий в России в XVIII — начале XX в. (1719–1917 гг.). М.: Институт российской истории РАН, 2008. 272 с.

10. Кабузан В. М. Формирование многонационального населения Прибалтики (Эстонии, Латвии, Литвы, Калининградской области России) в XIX–XX вв. (1795–2000). М.: Институт Российской истории РАН, 2009. 156 с.

11. Кожурин К. Я. Быт и нравы староверов Витебской губернии в середине XIX в. (по материалам секретных данных, собранных надворным советником В. С. Несторовым) // Старообрядчество. 2023. Т. 1. № 1. С. 20–34.

12. Котов А. Э., Петров И. В. У истоков латвийской православной церкви: от «Русской веры» к автокефалистским тенденциям // Научный диалог. 2019. № 11. С. 338–353.

13. Кроток Р. Н., Теренина Н. К. Динамика контактных зон христианского и нехристианского населения России в XVIII — начале ХХ вв.: картографический анализ // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Естественные и физико-математические науки. 2023. Т. 16. № 3. С. 34–44.

14. Кугель М. Латвийская православная церковь: между каноническими связями и лояльностью государству // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2021. № 4 (138). С. 213–232.

15. Лебедев С. В., Лебедева Г. Н. Народное движение в Прибалтике за переход в «царскую веру» // Тетради по консерватизму. 2022. № 2. С. 60–77.

16. Лисовская Т. В. Изменение конфессиональной структуры общества белорусско-прибалтийского региона в начале ХХ века // Белорусский исторический обзор. 2022. № 1 (6). С. 57–65.

17. Манаков А. Г. Геокультурное пространство северо-запада Русской равнины: динамика, структура, иерархия. Псков: Центр «Возрождение» при содействии ОЦНТ, 2002. 300 c.

18. Манаков А. Г., Андреев А. А., Иванов И. А., Павлова К. В. Картографирование этнической динамики по регионам России в межпереписные периоды с 1897 по 1959 гг. // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Естественные и физико-математические науки. 2023. Т. 16. № 4. С. 70–81.

19. Манаков А. Г., Васильев Н. М., Кондратьева П. А. Этническая неоднородность населения в разрезе уездов и округов Российской империи по итогам переписи 1897 г. // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Естественные и физико-математические науки». 2023. Т. 16. № 2. С. 23–35.

20. Манаков А. Г., Дементьев В. С. Территориальная структура конфессионального пространства юго-восточной части Балтийского региона // Балтийский регион. 2019. Т. 11. №1. С. 92–108. https://doi.org/10.5922/ 2078-8555-2019-1-7.

21. Манаков А. Г., Изотов Д. Д., Хайдаров Н. Ф., Манаенков М. В. Особенности динамики этнического разнообразия регионов России по десятилетиям между переписями 1959 и 1989 гг. // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Естественные и физико-математические науки. 2023. Т. 16. № 3. С. 21–33.

22. Манаков А. Г., Коротаева Т. А. Сдвиги в расселении евреев в раннесоветский период: картографический анализ // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Естественные и физико-математические науки. 2022. Т. 15. № 3. С. 31–48.

23. Манаков А. Г., Чученкова О. А. Этнический состав населения на территории Эстонии и Латвии по результатам дореволюционных переписей (1881 и 1897 гг.) // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Естественные и физико-математические науки. 2016. № 9. С. 84–99.

24. Мусаев В. И. Старообрядческий вопрос в Рижской епархии в конце XIX — начале ХХ в. // Северо-Запад: этноконфессиональная история и историко-культурный ландшафт-2. Восьмые Шёгреновские чтения с международным участием. Сборник статей. Воронеж: ООО «Диамант-принт», 2019. С. 202–210.

25. Православие в Эстонии: исследования и документы. Т. 1. Исследования / ред. протоиер. Н. Балашов, С. Л. Кравец. М.: Церковно-науч. центр «Православная энциклопедия», 2010. 319 с.

26. Рунце И. Идентичность Латгалии: теория, история и наше время // Утраченное соседство: евреи в культурной памяти жителей Латгалии / отв. ред. С. Амосова; Центр научных работников и преподавателей иудаики в ВУЗах «СЭФЕР», Институт славяноведения Российской академии наук, Музей «Евреи в Латвии». М.: Издательство Пробел-2000, 2016. С. 171–177.

27. Сафронов С. Г. Конфессиональное пространство России в начале и конце ХХ века // Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен / под ред. Т. Нефедовой, П. Полян, А. Трейвиш. М., 2001. С. 443–460.

28. Теренина Н. К., Кроток Р. Н. Использование индекса религиозной контактности в изучении пространственно-временной динамики конфессионального пространства Российской империи // Религиоведение. 2024. № 1. C. 120–130. https://doi.org/10.22250/20728662_2024_1_120.

29. Теренина Н. К., Кроток Р. Н. Опыт расчёта коэффициента религиозной контрастности по регионам России // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Естественные и физико-математические науки. 2023. Т. 16. № 4. С. 82–94.

30. Трушкова И. Ю., Пригарин А. А., Титова Е. И. Старообрядчество в западном российском зарубежье: этнокультурные очерки. Сер. Этнокультурное наследие стран и регионов. Т. 29. Киров: ООО «Издательство «Аверс», 2019. 187 с.

31. Цоя С. А. Историография истории православия в Латвии (краткий очерк) // Журнал российских и восточноевропейских исторических исследований. 2017. № 4 (11). С. 162–199.

32. Эккель Б. М. Определение индекса этнической мозаичности национального состава республик, краёв и областей СССР // Советская этнография. 1976. № 2. С. 33–42.

33. Campos N., Saleh A., Kuzeyev V. Dynamic Ethnic Fractionalization and Economic Growth // Journal of International Trade and Economic. 2011. Vol. 20. P. 129–152.

34. Chareyron S., Chung A., Domingues P. Ethnic diversity and educational success: Evidence from France // Research in Economics. 2021. Vol. 75. Iss. 2. Р. 133–143. https://doi.org/10.1016/ j.rie.2021.04.002.

35. Dincer O. C., Wang F. Ethnic diversity and economic growth in China // Journal of Economic Policy Reform. 2011. Vol. 14. Iss. 1. Р. 1–10. https://doi.org/10.1080/17487870.2011.523985.

36. Montalvo J. G., Reynal-Querol M. Ethnic diversity and economic development // Journal of Development Economics. 2005. Vol. 76. Iss. 2. Р. 293–323. https://doi.org/10.1016/j.jdeveco.2004.01.002.

37. Taylor C. L., Hudson M. C. World Handbook of Political and Social Indicators II. Section 1. Cross-National Aggregate Data. Michigan University, 1970. 339 р. https://doi.org/10.3886/ICPSR05027.v2.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх